На днях смотрела очередную экранизацию романа «Джейн Эйр». Роль Джейн сыграла прелестная Миа Васиковски, а роль мистера Рочестера досталась красавцу Майклу Фассбендеру. Это, пожалуй, единственная экранизация, над которой я лила слезы. Но сегодня не про фильм, а про психологический портрет героя.
Сие шедевральное творение талантливой Шарлотты Бронте я впервые прочла в подростковом возрасте. И оно, по правде говоря, вызвало у меня смешанные чувства. Почему, спросите вы? Классика же! Любовь, страдания, хеппи энд. Тогда я не могла четко сформулировать причину, но, когда повторно проглотила роман залпом будучи взрослой тетей, поняла. Эдвард Фэйрфакс Рочестер всегда вызывал отторжение. Какой же скользкий тип, думала я в свои зеленые 13, не зная толком ничего про отношения между мужчиной и женщиной. «Какой же ты мерзкий абьюзер, мистер Рочестер», — воскликнула я, когда поняла откуда ноги растут.
Он отдает себе отчет в своих деяниях, мастерски манипулирует и жаждет быть любимым. Но представление о любви у таких личностей свое — больное и искривленное.
Предлагаю вспомнить основные моменты:
1. Эдвард рано теряет мать и ощущает себя глубоко несчастным.
2. Он — нелюбимый брат и сын.
3. Отец постоянно сравнивает его со старшим братом в пользу последнего.
4. В 21 год Эдвард скоропалительно женится на богатой наследнице, не связав с ней и двух слов. Но желание первенствовать в обществе, получить признание и одобрение оцта ослепляют его.
5. Берта Мэйсон становится трофеем, которым теперь можно хвастаться и получать порции восхищения.
6. Вскоре после женитьбы следует стремительное разочарование. Берта оказалась не настолько хороша и перестала соответствовать выдуманному идеалу.
7. Молодая жена порочна и бесстыжа? Придется убрать с глаз долой, что он и делает — упекает бедняжку в крохотную комнатушку на чердаке в Торнфильдхолле.
От жены избавился (а про нее, к слову, никто и не знал), теперь можно слыть холостяком и подыскивать новую жертву. Но вот незадача, за 16 лет не нашлось подходящей жертвы. Случилось несколько неудачных гражданских браков, француженка оказывается пошлой, итальянка — грубой, немка — ограниченной. Классика жанра — вначале идеализация образа, затем разочарование.
После очередной неудачи Рочестер возвращается в Торнфильдхолл и встречает Джейн. Она тиха, бедна, немногословна, и кажется, стеснительна. Кроме того, Джейн сирота, а значит заступиться за нее некому — идеальная жертва! Продолжение здесь.
#джейнэйр #шарлоттабронте #бронте #литература #рочестер #литература19века #любовныйроман #нарциссывлитературе #нарциссизм