«Человек смертен, но это ещё полбеды. Самое плохое, что он внезапно смертен». Это высказывание из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» как нельзя лучше подходит для темы статьи. Ведь электричество в один момент, может, из доброго друга, превратиться в огромную и смертельную силу. Очень жаль, что многие на это просто не обращают внимания.
Печально, что почти каждый день приходят сообщения о несчастных случаях. На канале СамЭлектрик.ру есть несколько статей на эту непростую тему, ссылки будут приведены в конце статьи.
Причины и обстоятельства трагедии
В качестве примера приведу несчастный случай, который произошёл примерно год назад, в зоне ответственности филиала ОАО «МРСК Урала» — «Свердловэнерго». Если совсем точно, то 7 октября 2021 года, в охранной зоне ВЛ 35 кВ В.Тура - Насосная 2 был обнаружен грузовик VOLVO, стоявший с поднятым кузовом.
Местные жители сообщили о том, что рядом с автомобилем горит трава диспетчеру Единой Диспетчерской Дежурной Службы, а он уже сообщил начальнику Верхнетуринского района электрических сетей в 15 часов 30 минут.
Примечательно, что в 15 часов 11 минут на ПС 110 кВ В.Тура, откуда была запитана данная ВЛ 35 кВ, проработала сигнализация «замыкание на землю» на секции шин 35 кВ №1, №2. Оперативным персоналом ВЛ 35 кВ В.Тура — Насосная 2 была отключена в 15 часов 36 минут, после чего приборы перестали показывать замыкание на землю.
Водитель погиб, и это констатировала прибывшая бригада «Скорой помощи». Конечно, это трагедия, когда в наше, относительно мирное время, гибнут люди. Однако, учиться надо на чужих ошибках. Разберём, что конкретно произошло и какие ошибки были допущены водителем.
Виноват водитель?
Думаю, никто не будет спорить, что водитель тут совершил несколько роковых ошибок в нарушение всех инструкций.
Во-первых, конечно же, это работа в охранной зоне действующей ВЛ 35 кВ. Позволю напомнить, что они установлены согласно постановлению Правительства РФ №160 от 24.02.2009 г. Работы, которые могут привести к нарушению безопасной работы электроустановок, в пределах охранных зон запрещены, без получения письменного разрешения от владельца ВЛ.
Именно такую работу выполнял погибший водитель грузовика — занимался перевозкой грунта со стройплощадки. Здесь нужно отметить, что первоначально безопасный маршрут был согласован. Однако водитель допустил отклонение от этого маршрута. Более того, он продолжил движение с поднятым кузовом под проводами ВЛ 35 кВ и допустил касание провода фазы «А».
От касания фазного провода кузовом грузовика в результате прохождения электрического тока, загорелись покрышки.
Во-вторых, здесь пострадавший, допустил ещё одну грубую ошибку — решил самостоятельно и неправильным образом покинуть горящий автомобиль. При этом он стал спускаться, держась одной рукой за поручень. Когда ноги пострадавшего коснулись земли, он сам стал частью электрической цепи и был поражён током.
Кроме этого, серьёзный шанс получить поражение током мог быть и если бы пострадавшему удалось без вреда для здоровья спрыгнуть на землю. Это воздействие шагового напряжения.
Строго говоря, для того чтобы попасть под воздействие шагового напряжения, необязательно подходить к оборванному проводу. Ведь все металлические части опор ВЛ должны быть соединены друг с другом и заземлены.
Поэтому ситуация, когда вязка провода, посредством которой он крепится к изолятору оборвётся, и провод будет лежать на траверсе, абсолютно аналогична той, когда провод будет просто лежать на земле. Похожая ситуация будет, если на один фазный провод упадёт ветка дерева или дерево.
При этом нельзя думать, что хитрая защита отключит такую линию. Это совсем не так. Ведь воздушная линия 35 кВ, так же как и ВЛ, напряжение 6 кВ и 10 кВ относятся к линиям с изолированной нейтралью. На питающей подстанции проработает только предупредительная сигнализация «земля» в сети.
Затем дежурный на этой подстанции, если он там, конечно, ещё есть, осмотрит оборудование. Далее, дежурный должен доложить вышестоящему диспетчеру, получить команду на поиск повреждённой линии и поочерёдно отключая питающие выключатели и контролируя перекос фаз, определить эту линию. Долго, не правда ли? Однако, если местного дежурного нет, такую работу выполняет оперативно-выездная бригада, которая обычно без дела не сидит никогда.
Это к тому, что такой провод, опора или ветка дерева могут весьма долго быть под напряжением. А этого времени вполне может хватить для того, чтобы кто-то оказался рядом с местом замыкания.
Как должен был поступить водитель?
Что же делать в подобной ситуации? Ведь обычно мы не обращаем внимание на провода, да и притом сейчас, поколение Next, мало обращает внимание на что-либо вокруг, предпочитая компанию своего смартфона.
Совсем неправильно будет попытаться убежать или отпрыгнуть от места замыкания на землю. Ведь чем больше шаги, тем больше и разность потенциалов, а значит, и величина шагового напряжения. Человек после удара током, может потерять равновесие и упасть и тогда, величина шагового напряжения будет ещё больше, а ток может пойти по самому опасному пути, через сердце.
Значит, чем меньше шаги, тем меньше и шаговое напряжение. При этом не нужно отрывать ноги от земли, а напротив, отходить шаркающей походкой, как это было показано на рисунке выше.
Водитель должен был аккуратно спрыгнуть с нижней подножки, не касаясь никаких частей автомобиля. Главное при приземлении - не коснуться автомобиля и не упасть. И далее шаркающей походкой, не отрывая ног от земли, удалиться от места происшествия на безопасное расстояние.
Нет 100% гарантии, что такой способ позволит избежать электротравмы, он это существенно снизит её риск.
Перед этим, если позволяют обстоятельства и время, желательно позвонить по телефону в соответствующую организацию, а также своему начальнику. Увы, нелишне будет позвонить и близкому человеку...
Заключение
Есть такое выражение: «Правила охраны труда написаны кровью», поэтому не нужно добавлять туда новые страницы ценой своего здоровья или жизни. Будьте здоровы!
Буду рад, если вы поделитесь своими примерами несчастных случаев, и поделитесь мнением - что нужно было делать пострадавшему водителю?
На эту тему на канале уже есть несколько статей:
------------------------------------
Статья заинтересовала? Лайк, подписка, комментарий!
Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и заходите на блог www.SamElectric.ru !
Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!
Подписывайтесь, чтобы комментировать. Пожалуйста, в комментариях будьте вежливы и уважайте мнение автора и читателей!
#электрика #электротехника #электромонтаж #безопасность #несчастныеслучаи