Найти тему
veraverunchik

Психопатия и девиантное поведение в "Игре престолов"

Оглавление

Любое отклонение от нормы, отличие от собственного "я" привлекает, интригует и завораживает современную аудиторию. В чем-то необычном мы видим способы для самовыражения. В подобных героях каждый из нас находит источник для сочувствия и сопереживания. Чувства, возникающие у зрителей провоцируют спрос. А именно он стал спусковым механизмам к созданию персонажей с различными ментальными особенностями, девиантным поведением и психическими недостатками.

Источник фото: Кадр из сериала "Игра престолов"
Источник фото: Кадр из сериала "Игра престолов"

Интересным кейсом является нашумевший сериал «Игра престолов», имеющий довольно внушительные рейтинги: 9.3 у IMDb и 9.0 у Кинопоиска. Это сериал о войне, политике, власти, любви во времена рыцарей и драконов. История и библия персонажей заставляет поражаться. Создатели тщательно проработали психологические портреты каждого персонажа, наделили их своими особенностями и запоминающимися чертами. В данном примере интересен именно элемент, связанный с патологиями основеых персонажей.

Джофри Баратеон

Джоффри Баратеон с первых секунд «напрягает» зрителя своим поведением. Не обладая никаким сверхзнанием, связанным с медициной любому смотрящему очевидно, что он садист. Погружаясь в персонаж чуть глубже, становится очевидно, что у него диссоциальное расстройство личности.

Согласно DSM-V, диссоциальное расстройство личности (или социопатия) – это расстройство, которое характеризуется пренебрежением социальных норм и нарушением прав окружающих, а также ограниченной способностью формировать привязанности

Жестокость Джоффри завораживала и пугала большинство фанатов. Актерские способности актера Джека Глисона, его погружение в роль Джоффри были настолько правдоподобными, что какое-то время актер даже получал негативные письма от фанатов сериала. По сюжету Джоффри Баратеон жил по своим собственным правилам, был невероятно жесток, черств и высокомерен к окружающим, обладал склонностью к насилию и обману. Из-за его несдержанности и мстительной натуре пострадало достаточно хороших людей. На глазах своей невесты Сансы Старк он убил ее отца Эддарда Старка и после заставил ее смотреть на отрубленную голову.

Авторы заложили в персонажа оправдательную характеристику в виде болезни, которая началась еще в детстве. Джордж Мартин в своих книгах описывает, что в детстве Джоффри убил беременную кошку и самостоятельно вскрыл ее, чтобы посмотреть на котят, намекая тем самым на его психологическое состояние.

Теон Грейджой

Следующим персонажем с явными ментальными отклонениями является Теон Грейджой. Огромном отпечатком в его психике стали пытки, совершенные Рамси, лишение половых органов и моральное уничтожение. После пыток Рамси Теон практически полностью потерял свою личность. Его морально уничтожили. Теон даже не откликался на свое собственное имя. Однако за долго до этого Теон также был не такой как все. Он страдал неуверенностью в себе, закрытостью и некой нервозностью, которая проявлялась непроизвольно при помощи мимики. В детстве ему постоянно напоминали, что он не родной и он будто бы вещь, которую подарили семье Старков в честь примирения. Однако данное унижение стало двигателем к упорству и стремлению завоевывать и овладевать.

Связь событий до и после пыток очевидно. У персонажа явно присутствуют отклонения. Детские травмы, превратившие его в человека, хотевшего владеть всем, родившее в нем огромное чувство собственной значимости, фантазии о завоеваниях и успехах, вера в то, что именно он особенный, говорит о склонности к нарциссическому расстройству личности. Однако пытки Рамси и полное подчинение ему стерли всю значимость собственного «я». Отсутствие собственного мнения, отсутствие собственной идентификации в этом мире и полное подчинение другому человеку, боязнь жить без него, боязнь не соответствовать его нормам намекает зрителю на некий «Стокгольмский синдром», который довольно популярен в современном кинематографе.

Источник фото: Кадр из сериала "Игра престолов"
Источник фото: Кадр из сериала "Игра престолов"
«Стокгольмский синдром – аномальное явление в психиатрии, рассматриваемый как парадоксальная реакцию привязанности и симпатии, возникающая у жертвы по отношению к агрессору»

Данный синдром также можно встретить в таких фильмах, как «Баффало, 66», «Свяжи меня», «Ночной портье», «Однажды в Стокгольме», «Патти Херст», «3096 дней» и многих других.

Серсея Ланнистер

Серсея Ланнистер наделена нарциссическим расстройством личности. Она замечена в излишнем употреблении алкоголя и, действительно, огромном самомнении. Чувство собственно важности не покидает ее ни на секунду. Ей необходимо постоянное обожание, огромное количество поклонников и восхваление окружающих, она высокомерна и уверена, что ей все завидуют. Серсея не приемлет отказы, особенно от мужского пола. Она неспособна сочувствовать другим и готова на все, чтобы добиться своей цели. Проявление каких-либо чувств у нее происходит своеобразно и зачастую только в сторону своих детей либо для своего собственного удовольствия.

Серсея - власть, подчинение, статус, собственные желание превыше всего. Создатели оправдывают подобное жестоким воспитанием, генами отца и существованием женщины в мужском мире.

Рамси Болтон

Что Касается Рамси Болтона, то это персонаж, требующий особого внимания. Его нестабильность и жестокость притягивает аудиторию и при этом заставляет отворачиваться от экранов. Зритель понимает, что он антигерой этой истории, однако продуманность образа, психологического состояния и поведения, характеризующее это состояние, поражает.

Зрителю мало, что известно про детство Рамси, однако есть факты, что он был незаконнорожденный сын Русе Болтона, а растила и воспитывала его слуга. Могло ли это как-то повлиять на его будущее? Однозначно да, но вот как, это уже более сложный вопрос. Также известно, что возможным первым убийством Рамси было отравление его единственного старшего брата. Углубляясь в поведение и образ жизни заметно, что Рамси жесток, самолюбив, эгоистичен.

Зрители наблюдают множество античеловечных поступков от его лица и одни из них – пытки Теона Грейджоя, сжигание Винтерфелла и получение от этого действия невероятного удовольствия. Также мы видим, как он любит себя, любит получать наслаждение, но при этом, даже когда он получает удовольствие, он все равно жесток и беспощаден. У него много сексуальных партнёров, большинство из которых он принуждает к близости с ним. Рамси груб и свиреп с животными. Он натаскал своих собак, чтобы они могли охотиться на людей и могли съесть человека. Его зверства и беспощадные поступки тщательно продуманны и спланированы. Жёсткость, садизм, призрение, доминирование, превосходство, нарциссизм налицо.

Рамси пренебрегает моралью и этическими нормами. Он часто лжет, чтобы оправдать себя и свое зверство. Он не чувствует стыда и угрызения совести. Рамси приятно наблюдать за страданиями и мольбами о помиловании. Он импульсивен, любит доминировать, манипулировать, любит власть и подчинение. Когда Рамси взял Теона в плен он позволил ему бежать, но сделал это для своего удовольствия, чтобы жестоко поймать и вновь унизить и подвергнуть пыткам.

Персонаж Рамси Болтона действительно многогранен и интересен с точки зрения ментальности. Создатели наделили его отличными качествами злодея, оправдав это от части «душевной» болезнью.

Сандор Клиган

Сандор Клиган достаточно интересный и пугающий персонаж. Его прозвище Пес и оно говорит само за себя. Он и его брат Гора являются самыми жестокими воинами всего Вестероса. Однако мы рассматриваем именно Пса, а не Гору за остатки в нем и его душе человеческих черт и связи их с психологическими недостатками.

Обезображенное лицо Пса с длинными волосами частично скрывает его шрам свидетельствует о наличии психологических проблем, которые выражаются в совершенно разных аспектах. Сам шрам Псу оставил его брат в глубоком детстве, сунув его голову в огонь. Надеясь на любовь или поддержку отца маленький Сандор остался в одиночестве и никакой поддержки и сожаления так и не получил. Он проживал всю эту боль самостоятельно внутри себя. В связи с этим можно предположить, что у него развилось ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). А в дальнейшем, во взрослом возрасте, он превращается в жестокого и пугающего война, который залечивает свои душевные раны большим количеством алкоголя.

В начале зритель воспринимает его как жестокого зверя, но через время мы понимаем, что все же его душа не такая искорёженная, как он сам.

Персонажи с ментальными особенностями имеют проблемы с психикой. Однако репрезентация поведенческих реакций, связанных с той или иной ментальной особенностью, требует широкого внимания. Девиантное поведения в данной тематике усиливает образ персонажа с психопатическим расстройством.