Любая девиантная форма поведения привлекает окружающих, заинтересовывает общество. Кто-то испытывает профессиональный интерес, кому-то любопытно, кто-то по-житейски интересуется данной проблематикой. Получается интерес, любопытство – чувства и эмоции, которые провоцируют ту или иную реакцию и, следовательно, реакция побуждает создателей кинокартин пользоваться этой возможностью и окультуривать данную возможность в появлении человеческой эмоции, превращая эту возможность в развлекательный контент.
Ментальные особенности под призмой кинематографа
Ментальные особенности и причины их появления у разных персонажей имеют связь с психическим состоянием. Проявление тех или иных отклонений, расстройств, недугов, зависимостей анализируется в первую очередь через причины их появления. В данном случае, под ментальностью воспринимается отклонение, психическое нарушение. Сюда может входить депрессия, тревожные состояния, шизофрения, умственная отсталость, аутизм, психоз, социопатия, нарциссизм, деменция, биполярное-аффективное расстройство, психопатии различной этиологии. Под воздействием этих отклонений у персонажей кинопроизведений возникают всевозможные последствия в виде преступлений, зависимостей, неординарного поведения и так далее.
По словам психологов Дж. Х. Джонса и Х.К. Куэй у психопатов отсутствует нормальная эмоциональная палитра. Со стороны кажется, что они «знают слова, но не знают мелодии». Роберт Д. Хаэр, являющийся исследователем в области криминальной психологии, утверждает, что «согласно принятым юридическим и психиатрическим нормам, психопатические убийцы не считаются сумасшедшими. В основе их поступков лежит не душевная болезнь, а холодный и расчетливый рассудок с ужасной неспособностью относится к окружающим как к мыслящим и чувствующим созданиям».
Кино – развлекательный контент, который зачастую, в хорошем смысле слове, обманывает зрителя интересной и придуманной историей, иногда не подчиняющийся законам физики. Однако обмануть законы психологии более сложно. Для этого необходимо придумать то оправдание для главного героя, благодаря которому зритель поверит в нарушение закона. Зритель ищет зрелищного контента, поэтому опираясь на ментальные отклонения персонажей, создатели зачастую пользуются трудами известных ученых в области медицины, философии, а в частности работами большинства психологов, неврологов и психотерапевтов для создания образов с наличием душевных отклонений и с особенной формой внутреннего «я».
Психопатия, как востребованный контент
Интересен факт востребованности фильмов не только с персонажами с ментальными особенностями в главной роли, но и кинокартин в основе которых лежат истории с тщательно проработанными заболеваниями, которые способны удовлетворить даже зрителей, являющихся специалистами в этой области.
«Мой парень псих»
Подобным произведением является фильм «Мой парень псих». С одной стороны, это мелодрама и комедия, которая должна основываться на любовной перипетии в сочетании с мягким и увлекательным юмором. Однако создатели наделили главного героя Пэта биполярным расстройством, мешающим ему восстановить свое положение в обществе, и воссоединится со своей женой. Он превращается в изгоя, не имеющего никаких перспектив на излечение. Но случайным образом Пэт встречает девушку с аналогичным заболеванием…
Автор книги «Психология в кино» доктор Дайна Янга дала этому фильму положительную характеристику, сказав, что фильм обладает абсолютно обычным сюжетом, но при этом нетипичные персонажи с необычными проблемами приводят данную картину к успеху.
«Тайное влечение»
Еще интересен фильм «Тайное влечение», напоминающий зрителям об Эдиповом комплексе.
«…родители играют главную роль в детской душевной жизни всех тех, кто позднее становится психоневротиками; влюбленность в одну и ненависть к другой половине супружеской пары относятся к непременному составу материала психических побуждений, образованного в то время и столь важного для симптоматики позднейших неврозов. В подтверждение этого вывода древность оставила нам материал преданий, я имею в виду легенду и одноименную трагедию Софокла»
В данной картине у зрителя возникает множество вопросов, связанных с нравственностью, с философской составляющей картины, идеей и месседжем фильма, а также психологической особенностью персонажей. С одной стороны – история о сложной любви, которая проходит через множество препятствий, влияющих на психологию как самих персонажей, так и социума. Также это история о «нарушении» нравственности, нарушении закона, нарушении этической и религиозной нормы, о том, как две взрослые подруги влюбились в сыновей друг друга.
Но в этой истории все не так просто. Взаимодействие взрослых одиноких женщин и молодых мужчин, только-только повзрослевших, заставляет зрителя задуматься не только о любви или нарушении заложенных обществом законах, но и психологической составляющей данного фильма. Каждый зритель по-своему интерпретирует действия персонажей, связывая их как с искренними чувствами, так и с возможным наличием психологических отклонений. Данная картина интересна с продюсерской точки зрения так как, с одной стороны, сужает ядро целевой аудитории путем введения психологического аспекта, но при этом укрепляет оболочку целевой аудитории, основанной на женской аудитории, любящей мелодраматичные истории.
Является ли девиантное поведение "крючком" для зрителя?
Большинство персонажей в кинематографе с ментальными особенностями имеют проблемы, связанные с нарушением психического здоровья. Ведь трансляция того, что действие, поведение, здоровье человека отличаются от нормы свидетельствует тому, что совершенные деяния можно оправдать именно через этот акцент. Однако репрезентация поведенческих реакций, связанных с той или иной ментальной особенностью, требует широкого внимания. Девиантное поведения в данной тематике усиливает образ персонажа с психопатическим расстройством. Конечно, в реальной жизни это два абсолютно разных термина, но в киноискусстве их часто используют вместе, руководствуясь именно проблематикой того, что в обоих случаях конкретная личность переступила закон. Поэтому важно разобраться и проанализировать часть конструирования образа с точки зрения психопатии и проявлений тех или иных своеобразных реакций. И уже следующим этапом, опираясь на данные критерии, встраивать алгоритм защиты антигероя с подобными характеристиками. Ведь при значительных болезнях, при жесточайших поступках антигерой-протагонист должен перевоплотиться в глазах аудитории в нормального человека, которому хочется протянуть руку помощи.