Найти в Дзене
Фонд "Измени одну жизнь"

Приемные дети и воровство.

Оглавление

Приемный ребенок ворует. Что делать? А вдруг у него «дурная наследственность»? Именно воровство становится частой причиной возврата в детдом

Читать историю Натальи Сумской

Пришлось поделить на три части, меньше не получается.

Можно ли справиться с этой проблемой? Я перелопатила груды литературы, перепробовала кучу разных методик и советов, когда столкнулась с этой проблемой. Не знаю, какая сработала, но воровство мы искоренили.

Хочу поделиться с приемными родителями своими знаниями. Проблема детского воровства мало изучена, материал на эту тему представлен в основном в виде разрозненных статей. Очень много информации я почерпнула у психиатров, работающих с девиантном поведением.

Вспомните свое детство, своих кровных детей, каждый когда-то впервые взял что- то чужое. Вспомнили? А как у нас с наследственностью? Эти воспоминания могут быть связаны с разными состояниями и чувствами. Это опыт, который переживает любой ребенок в своем развитии.

Но есть одно, но… После «профилактической» работы которую проведут родители с домашним ребенком, воровство прекращается. А вот чувство стыда остается на всю жизнь. Именно это чувство стыда — ограничитель, самоконтроль при повторном желании что-либо украсть.

С приемными детьми так не выходит. Это связано с отсутствием морально-этических норм, плохо развитой эмпатии. У детей-сирот отсутствует чувство стыда, поэтому они не раскаиваются в совершенном проступке.

Не секрет, что кровные родители вели асоциальный образ жизни. Какой пример показали? Они сформировали у детей понятие «воровство – это норма жизни».

Никакого наказания дети за него не несли. Очень часто детям приходилось воровать, чтобы выжить, прокормить себя, получить понравившуюся игрушку.

Алина лазила в окошко к соседу за едой. «Мама, дядя Саша очень богатый. У него всегда на кухне были бутерброды. Иногда лежали конфеты. Я не все забирала. Часть оставляла. Я правильно делала? Ведь ему тоже надо кушать».

Я не за что не поверю, что дядя Саша не замечал воровство. Молчал. Выходит, поощрял и разрешал. Зачем?

Давайте разберем сначала возрастные особенности детей.

1-3 года

Дети до трех лет «своего» и «чужого» не различают вообще. С этим понятием их надо постепенно знакомить. Я думаю, здесь все понятно.

3-7 лет

В этом возрасте появляется стыд – ребенку неприятно, когда он где-то «накосячил». Ребенок еще не умеет рассуждать, но ориентируется на эмоции значимых взрослых: «Если мама расстроилась, значит я плохо поступил». Желание получить одобрение и боязнь расстроить любимых людей в этом возрасте действует гораздо сильнее наказания.

Если ребенок сделал, что-то неправильно, ему нужно объяснить, в чем ошибка, и предложить «правильную» альтернативу. Обязательно уделить внимание эмоциям. Проговорить с ребенком, что чувствуют окружающие люди.

Вспомнился случай с родным сыном. 90-е годы. Сыну около 4 лет. Он подслушал в детском саду разговор ЛЮБИМОЙ воспитательницы с няней, что зарплату задерживают, и она не знает, что делать.

Мой сын знал, где в доме хранятся деньги. Как специально, мне выдали зарплату. Он залез в шкатулку, строго поделил пополам (счет, конечно еще не знал, но строго одну денежку маме, одну воспитательнице!) и отнес в детский сад. Вечером мне воспитательница вернула деньги и все рассказала. Больше запомнились слова сына: «Мама, но ты же говорила, что надо делиться! А Любовь Александровне хлеб не на что купить!»

Как ругать сына за его «чувства»? Провели беседу, пошли в магазин, купили разных булочек и отнесли воспитательнице. Очень хорошо, что она все поняла, сына поблагодарила. Он был счастлив. Больше случаев с воровством у сына не наблюдалось.  Хватило беседы. Конечно, я постоянно разговаривала с сыном «о жизни», заостряла внимание на хороших и плохих поступках.

С приемной дочкой мы тоже постоянно беседуем, прорабатываем и разыгрываем разные с ней ситуации. Первые сдвиги в самосознании стали хорошо заметны только через ТРИ ГОДА, проведенные со мной. ДВА ГОДА мы бились с воровством с переменным успехом.

Заметила, странную закономерность: сегодня ссора, истерика, какой-то неприятный случай – завтра обязательно воровство. Алина вроде, как восполняла эмоциональный баланс. Сегодня меня обидели, завтра я вас.

7-12 лет

В этом возрасте очень важно мнение окружающих. А мотивами воровства могут быть эмоции, например, «у него много, а у меня нет».

Если воровство произошло, нужно избежать публичной порки. Сначала выслушать версию ребенка, убедиться, что это он сделал (а не подставили), постараться понять мотивы. Обязательно задействовать ребенка в исправлении ситуации. Пойти вместе с ним извиниться, желательно не перед всем классом.

Проговорить с ним все эмоции свои, его, потерпевшего: «Мне очень стыдно за тебя». Привлечь ребенка к возмещению ущерба: «Я сейчас заплачу за тебя, но в ближайшее время ты лишаешься карманных денег» или…

Работая над проблемой воровства ребенка, приемным родителям нужно помнить, что с 9–10 лет у детей формируется способность самостоятельно контролировать свое поведение и следовать социальным нормам. С этого возраста воровство (многократное!) называется девиантным поведением.

С 9–10 лет детей с подобным поведением ставят на учет в полиции, могут направить в специальный интернат для детей с девиантным поведением.

12-16 лет

В этом возрасте очень важен социум для ребенка. Он понимает, что отношения в группе могут быть разные. Например, имея деньги, можно «купить друзей». Имея какую-то вещь, «купить статус». Поэтому подростки идут на кражу.

Также встречаются случаи: кража «на спор» или кража с целью «наказать» кого-то. Нужно обязательно выяснить причину и проработать. С 14 лет подросток, совершивший воровство, уже несет уголовную ответственность.

Подросток, сменивший в жизни не одну приемную семью, регулярно «ворует по мелочи». У него постоянно оказываются линейки, ручки, ластики, которые «нашлись в школе». Хотя нужды в них ребенок не испытывает.

В эмоциональном развитии приемные дети могут сильно отставать от своего «паспортного» возраста. Нужно учитывать, что подросток-детдомовец может не различать «свое» и «чужое», как трехлетка.

На мой взгляд, с проблемой воровства справиться можно. Приемные родители должны понимать истинные причины воровства, правильно реагировать на каждый случай и доводить ситуацию воровства до логического завершения.

Реакция приемных родителей на воровство должна быть разной в зависимости от мотива, который толкает ребенка на совершение такого поступка.

На самом деле я не знаю ни одного человека, который в детстве до семи лет не совершал бы хоть одной кражи. Понятно, что после этого следует воспитательная беседа и определенные санкции. В большинстве случаев этого бывает достаточно, чтобы домашний ребенок больше не повторял попыток воровства.

В случае с приемным ребенком история выглядит несколько по-другому. Он берет вещь, его ловят, потом наказывают, а на следующий день он снова берет.

Опасение, что воровство связано с тем, что ребенок приемный, имеет основания. Только гены и наследственность тут ни при чем. Причина всему – отсутствие привязанности к значимому взрослому.

Домашние дети не столько боятся наказания, сколько сначала боятся огорчить значимого взрослого. Они четко знают, что такое «хорошо» и «плохо»; «можно» и «нельзя». К 12 годам уже формируется «моральная норма», они способны контролировать себя, свои эмоции.

У приемных детей всего этого нет. Их детство было неблагополучным. У ребенка не было отношений, которыми он бы очень дорожил; отсюда отставание и задержки в развитии совести.

Такие дети не умеют сочувствовать другим, беречь их чувства. Еще нужно учитывать интеллектуальное развитие ребенка, повышенную тревожность и также развитие нервной системы. Все это приводит к значительно большему времени для того, чтобы научиться правильному поведению, более жесткому контролю со стороны взрослых.

Под «контролем» подразумевается не подозрительность и слежка, а создание четких требований и правил. Также нужно учитывать причины воровства и их источники.

Основные причины воровства

1. Клептомания

Ее больше всего опасаются приемные родители.

Это психическое нарушение, которое никак не связано с особенностью детей из неблагополучных семей. Заболевание это очень редкое, генетически ненаследуемое, его диагностирует только психиатр.

На самом деле истинных клептоманов очень мало. Американские специалисты утверждают, что среди взрослых людей, больных клептоманией, — не более 5 процентов, да и то половина из них симулирует это отклонение. Среди детей их и того меньше.

2. Наученность и демонстрация связи с кровной семьей

Бывает, что в кровной семье «воровство — норма жизни». Ребенка просто научили воровать. Это своего рода привычка. Возможно, его учили этому старшие воспитанники и хвалили, когда он приносил деньги и вещи.

Попав в приемную семью, ребенок старается понравиться, принося что-то из школы или магазина. В подростковом возрасте встречается: «Мой отец вор. И я такой же!»

3. Неосведомленность

Это часто встречаемое. Приемный ребенок может иметь весьма смутные представления о «собственности». Его никто не учил, что «чужое без спроса брать нельзя».

Дети из детского дома не имеют «своего». Поэтому не понимают, что такое чужое. У них нет представления о деньгах, о ценностях, откуда они берутся.

Моя дочка в 10 лет считала, что деньги в кошельке сами появляются. А я жадина, раз не все ей покупаю, что она захочет. Поэтому, независимо от возраста ребенка, надо объяснять ему прописные истины: нельзя подбирать забытые другими детьми игрушки, вещи и деньги. Нельзя брать вещи, не принадлежащие тебе, рыться не в своей сумке, читать чужую переписку и т.д.

Еще одна причина: я залез к маме в кошелек и вытащил деньги, потому что я эту маму наконец-то «присвоил». Мама моя, значит, кошелек мой и деньги тоже мои.

4. Невротическое воровство

Это воровство встречается у детей, переживших психологическую травму. Практически у всех приемных детей. Они заполняют «черную дыру» в своей душе, вызванной дефицитом любви в прошлом. Риск, азарт временно заполняет эту дыру, но ненадолго.

Также сама жизнь дома, в непривычных условиях, большой стресс для детдомовца «со стажем». В его прошлой жизни, может быть опыт насилия. Такой ребенок закрыт и постоянно напряжен. Кража для него – яркое событие, которое заставляет его на время забыть об основном стрессе.

Поведение ребенка можно корректировать работой с психологом.  Диагноз «клептомания», который в этом случае выставляют психиатры, не знающие особенностей приемных детей, в жизни почти всегда НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ.

Часто встречается: «Я еще не уверен, что стал частью семьи, не вернут ли эти люди меня обратно в учреждение. Тогда я буду испытывать их на прочность и провоцировать». Обычно в таких случаях пропажи денег или вещей быстро обнаруживаются.

Нередко за этим следует громкое разбирательство, скандал. То есть цель воришки достигнута – получена приличная порция родительского внимания. Даже такая реакция устраивает ребенка больше, чем недостаток тепла или полная отстраненность. Кражи дома он совершал, чтобы досадить родителям, в классе, чтобы сделать плохо окружающим. Цель —  не одному ему плохо.

5. Демонстративное воровство

Ребенок намеренно ворует. Делает специально, «назло». Скорее всего, это ребенок проверяет границы: а что сделают взрослые? Это своего рода борьба за контроль, попытки померяться силами со взрослыми. Также ребенок «выбивает» особое внимание к себе любым способом. Наказание его меньше пугает, чем невнимание.

Ребенка надо учить, что привлекать внимание окружающих можно хорошими и добрыми поступками. Первое, что должно вызывать сомнение у родителя — странность поведения. В случае обычного воровства человек берет вещь, хорошо прячет и старается не признаваться. Здесь же все наоборот.

Был случай, Алина рылась в моем шкафу, я стояла и наблюдала, она увидела, что я ее заметила, и все равно продолжала рыться. Нормальный вор так не поступит. Стоит задуматься, воровство ли это?

В данном случае одной из причин может быть пережитая ребенком экстремальная ситуация — наблюдение сцен насилия или самоубийства. Адреналин, выбрасываемый при этом в кровь, превращается в наркотик.

Подобное явление наблюдается у солдат, которые служили в горячих точках, где организм привыкает к получению определенной дозы адреналина. В мирное время они, как правило, адаптируются очень плохо, так как пропадает этот источник.

У ребенка, который рос в сложных условиях, происходит то же самое.

6. Получение желаемого

В кровной семье и в детском доме ребенок почти не имел личных вещей. В приемной семье у ребенка появляется сразу «куча всего» – игрушки, одежда, канцелярские принадлежности и др. Он начинает сравнивать, это приводит к желанию получить всего еще больше. Надо объяснять ребенку, что у всех детей бывают разные вещи. Приводить примеры.

7. Завоевание расположения сверстников

Не секрет, что приемные дети из-за особенностей развития часто становятся отверженными в детских коллективах. Поэтому пытаются завоевать дружбу своих одноклассников: подарить какую-то вещь, угостить и т. д.

Для этих целей ребенок обычно ворует деньги у приемных родителей, поскольку других способов не знает. Ему нужно объяснить, что дружбу купить невозможно.

Учите детей дружить. Пожалуй, это одна из трудных задач. Отдельный разговор, поговорим об этом в следующей статье.

8. Повышение значимости

Дети боятся быть белой вороной. У всех есть, а у меня нет. Боятся травли. Если домашний ребенок может сопротивляться, то приемный нет.

Бывают случаи, когда ребенок ворует вещь (уважаемого им человека, идеал для подражания) и складывает в укромном месте — не использует. Ребенку кажется, что если он приобретает вещь такую же, как у идеала, то он становится хоть чуть-чуть на него похожим.

Иногда подросток ведет себя неодобряемым способом, желая утвердиться в своих же глазах (я — сильная личность), а чаще — в глазах сверстников (смотрите, какой я храбрый, плевал на запреты). Надо помочь ему переключиться на другие, приемлемые способы самоутверждения. Если это затруднительно сделать своими силами, с ребенком может поработать психолог.

9. Шантаж

Воровать ребенка могут заставлять более сильные сверстники или старшие дети. Также взять на «слабо!»

10. Месть

Приемным детям, бывает, хочется отомстить не только своим обидчикам, но и социально благополучным детям. Только потому, что они их ненавидят! На вопрос: «За что?» не могут ответить. Просто ненавидят и все.

Мне приходилось рассказывать Алине, что в каждой семье есть проблемы. Часто за внешним благополучием могут скрываться сложности, болезни и т. д.  Каждому человеку свои проблемы кажутся самыми сложными и неразрешимыми.

Человек должен решать свои проблемы. Никто из окружающих сейчас тебя людей не виноват в том, что ты оказалась в детском доме. Эти люди не таят в себе угрозы. Месть – очень страшное чувство! Оно может привести к разрушению личности человека.

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много. Воровством можно считать СПЛАНИРОВАННОЕ присвоение чужого имущества.

Важно учитывать возраст ребенка и его способность понимать свои действия и контролировать их. Крайне редко, бывший детдомовец хочет СОЗНАТЕЛЬНО присвоить чужое. Его цели иные: любовь, покой, безопасность, успешность.

Конечно, во всех вышеперечисленных случаях детям необходимо разъяснять, что брать чужое нельзя, будет просто неэффективно. Для начала очень важно определить, какая потребность стоит за поведением ребенка, после чего можно будет выбрать подходящую воспитательную стратегию.

Например, ребенок своим поведением пытается привлечь внимание родителя. Тогда можно поискать, как дать это внимание другим способом. Задуматься, много ли вы времени проводите с ребенком вместе и насколько эффективно.

Детям, которые нуждаются в экстремальных ситуациях, можно обеспечить посещение спортивных секций, занятия в которых связаны с тем же выбросом адреналина.

Если ребенок нуждается в том, чтобы заслужить авторитет у сверстников, помогаем ему найти приемлемый способ, делимся своим опытом.

Выходит, что во многих случаях с приемным ребенком, когда он берет чужое, это не воровство. Выходит, проблема воровства больше связана с переживанием взрослых по поводу генов, глобальной испорченности и страхом осуждения окружающих.

Также нужно учитывать, что метод наказания детей, переживших тяжелые жизненные ситуации, является достаточно сомнительными.

Уж не знаю, чем вы сможете напугать и как наказать ребенка, который терпел голод, холод, побои и возможно, наблюдал драки, насилие, лужи крови и т.д.?

Самое основное, что нужно сразу учить приемного ребенка в любом возрасте, — словесно выражать свои желания.

Дети не умеют излагать свои мысли совсем, они не приучены вести диалоги. У воспитанников детского дома очень хорошо развита мимикрия. Они могут мило улыбаться, произносить правильные слова. Но это все заучено без понятия и осмысления. Немного в сторону, и полный крах.

Например, предложила дочке при покупке мороженого назвать всего три характеристики. Пауза. Еле добилась, что «мороженое вкусное» после 10 наводящих вопросов.  Алине было 10 лет. О каких высоких моральных качествах можно было говорить в то время с дочкой? Словарный запас «Эллочки- людоедочки». Волевая сфера на три года.

Пришлось сначала учить ее говорить и связно излагать свои мысли. Я старалась выполнить любую, связно объясненную, просьбу Алины. Конечно, в разумных пределах.

Но она долго не могла четко сформулировать свое желание, поэтому не сильно накладно получалось. Мне нужно было добиться от Алины, чтобы она была уверена, что я готова отозваться на ее любую просьбу и по возможности выполнить.

На ее сумасшедшие желания давала четкий ответ, почему не могу. Например, хотели самолет! Пришлось рассказывать про аэродромы, показывать взлетные полосы…Что она могла бы понять о морали? При такой педзапущенности?

Но самое главное, у приемного ребенка необходимо развивать эмпатию. Сформировать чувство стыда за воровство и другие негативные поступки.

Алина ненавидела людей, но любила животных. При помощи их я и развивала эмпатию. Однажды Алина вытащила у меня из кошелька деньги. Я старалась не держать дома наличку, не провоцировала. А здесь мне вернули долг, не успела положить на карточку.

Я была уверена, что деньги взяла дочка. Алина в отказ. Ничего она не брала, я наговариваю и придумываю. Убедить ее признаться в содеянном – пустая трата времени.

«Алина, дома нас было трое. Я, ты и кошка Муська. Если ты не брала, я не брала. Значит украла кошка Муська. Сейчас я уезжаю по делам, приеду через два часа. Если деньги не будут лежать на комоде, придется Муську отвезти в приют. Нам ведь с тобой не нужна кошка, которая ворует у нас деньги?»

Через час дочка звонит мне: «Мама, деньги лежат на комоде, не надо Муську в приют. Это я взяла деньги»

Я так и не научилась понимать, как дочка поведет себя после очередной кражи. Будет упираться и отказываться: «Это не я!» Или включит демонстративное поведение: «Да, я взяла, и что?» Моей логике это было не подвластно.

Недавно попросила дочку раскрыть тайну ее метода признания в воровстве. Алина подумала и рассмеялась: «Ты правда думаешь у меня был какой -то метод? Я сама не знала, как себя поведу и что скажу. Иногда я думала одно, делала совсем другое. Когда жила у батюшки с матушкой, они говорили мне, что в меня демон вселился. А я просто вредничала. Вот хотелось мне так, и все».

Процесс избавления от воровства – очень длительный процесс перевоспитания ребенка и формирования у него положительных моральных принципов. Сталкиваясь с воровством ребенка изо дня в день взрослые могут испытывать разные чувства, иной раз даже срываться.

Физическая расправа, безусловно, учит ребенка тому, что лучше не попадаться, а также тому, что, когда родители в гневе, они могут кричать и «всыпать ремня». Но это не научит ребенка, что воровать нельзя. И уж тем более не научит его не делать этого. Скорее, он научится более тщательно скрывать свои проступки.

Нужно понять, мотивы поступка. Создавать доверительные отношения, чтобы ребенок был откровенным в столь стрессовой ситуации. Желательно знать жизненную историю ребенка, чтобы понять объективные проблемы и особенности его развития. Учитывать возраст.

Мы нормально относимся к отставанию в росте и учебе, но не понимаем и не принимаем задержки в развитии совести. На самом деле, это такая же зона развития, как и другие. Оно подразумевает, что ребенок, чей биологический возраст двенадцать лет, в моральном отношении может соответствовать шести годам. И это надо УЧИТЫВАТЬ!

Подробно и понятно объяснять ребенку, почему нельзя брать чужое без спросу, даже если хочется. Рассказать напрямую или через сказки, что чувствует тот, у кого украли что-то: унижение, обиду, как ему плохо. Что теряет в отношениях с людьми тот, кто берет чужое. Не нужно искушать детей. Храните крупные суммы на банковской карте, а дома поставьте коробку с мелочью.

Рассказывайте об уголовной ответственности.  Я говорила Алине, что придет полицейский, посадит тебя в тюрьму, а меня к ней не будут пускать, не положено!

Говорите детям о своих чувствах. На воспитательные беседы приемные дети, ведут как домашние дети: говорят, что больше не будут. Нельзя сказать, что воруют осознанно: бывает просто, желание настолько велико, что они не могут с ним совладать. Но чтобы намеренно совершить кражу, очень редко бывает.

Ругаться на ребенка бесполезно: надо садиться и разговаривать с ним, говорить о своих чувствах. «Я чувствую себя отвратительно из-за того, что ты это сделал! Видно плохо тебя воспитываю, раз ты так поступил!» Нельзя вешать всю вину только на ребенка. Это как в ссоре — всегда виноваты двое. Так и в детском воровстве.

Почему приемный ребенок ворует, и что с этим делать?

Одной из причин может стать импульсивность, неумение сдерживать свои желания и порывы. Это нормально для ребенка не старше 6-7 лет, так как еще не сформирована произвольность поведения.

А если ребенок старше? Это может быть связано с нарушениями нервной системы (подвижность, повышенная возбудимость). Он понимает социальные нормы, знает, что нельзя, но удержаться не может.

Встречаются случаи, когда ребенок не усваивает нормы поведения и не может контролировать себя. Это связано с недостаточным уровнем интеллектуального и психического развития. Нужна консультация психиатра.

Истоки воровства ребенка, который периодически крадет деньги или вещи, принадлежащие приемным родителям или близким друзьям семьи, нужно искать в раннем детстве, проведенном в маргинальной семье или детском доме. В этом случаи, кража — это реакция ребенка на травмирующие обстоятельства жизни.

Обычно это неуверенные в себе, уязвимые дети. Им очень нужна поддержка и эмоциональное принятие со стороны приемных родителей. Хотя своим поведением такие дети, наоборот, все дальше и дальше отталкивают от себя окружающих, настраивают их против себя.

Приемных родителей злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок как бы не понимает, что он сделал, он отпирается и ведет себя как ни в чем не бывало. Это вызывает праведный гнев: украл — покайся, проси прощения! В результате между ними вырастает стена, ребенок представляется монстром, неспособным к раскаянию.

Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение, ни месть. Чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На вопрос: «Зачем ты это сделал?», он искренне отвечает: «Не знаю». В этом случаи, кража — крик о помощи, попытка достучаться до нас.

Всех воришек отличает недостаточное развитие воли. Поведение детей является следствием серьезного пробела в их нравственном воспитании.

Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, обращать его внимание на переживания как обворованных, так и укравших людей.

Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Читать книги, смотреть фильмы. Самое главное обсуждать с ребенком эпизоды, заострять внимание на чувствах.

Очень интересная реакция у Алины была на прочитанную книгу в 10 лет (через полгода после взятия из приюта!) Н. Носова «Огурцы». ПО ее мнению, Котька — дурак, он потащил огурцы домой, надо было съесть втихаря. А Павлик подстрекатель! Вот в чем суть сознания! Дочка считала, что украсть это нормально.

Я отбирала фильмы, телепередачи, где рассказываются и показываются разные истории с воровством. Обращала внимание на то, что факт воровства рано или поздно обнаруживается и наказывается вплоть до уголовной ответственности.

Как удержаться от кражи?

Какие дети могут воздержаться от кражи:

  1. Дети, у которых развиты воля и нравственные представления.
  2. Дети, которые умеют сдерживать свои желания.
  3. Дети эмоционально благополучные.

Очень часто слышу, что большинство людей удерживается от воровства только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, это не единственная причина. Самое важное — какой пример мы подаем своим поведением.

В одной книге я прочитала: как только у самого ребенка украдут его личную вещь, он прекратит воровать. Я применила этот опыт с Алиной. Инсценировала пропажу ценной для нее вещи.

Это было совсем не трудно провернуть. Дочка одно время таскала домой целые толпы «друзей». Ей надо было утвердиться в кампании детей. Став жертвой «воришки» Алина очень болезненно переживала. Она считала себя виноватой в том, что приводила целую толпу «непроверенных детей», их поила и кормила, а они неблагодарные!

Алина очень возмущалась! Я поинтересовалась о ее чувствах, что она испытала в роле потерпевшей? А что испытывают люди, у которых украла Алина?

Также в этой книге приводятся и отрицательные примеры, когда у ребенка украли его вещь, а он не только продолжает воровать, но еще и оправдывает вора. Все дети разные, метода с 100 % результатом не существует. Нужно искать и пробовать.

Важным признаком девиантного поведения является стойкое повторение или многократность совершаемого проступка. При единичных случаях воровства нужно ограничиться беседами о безнравственности его поступка, возможных последствиях, о его чувстве стыда и чувстве стыда приемных родителей.

Если кражи повторяются регулярно, то нужны уже определенные меры наказания. Родители должны сами выбирать эти меры, но они должны быть очень действенными, это не лишение прогулки на один день, запрет игр в компьютере на неделю.

На мой взгляд, самым действенным наказанием служит возврат украденной вещи или денег, извинения и выплата морального ущерба человеку, у которого была совершена кража. Алина несколько раз выплачивала украденные деньги и покупала из своих карманных денег сладости, возмещала так называемый «моральный ущерб».

Также, я использовала широко описанный в литературе «жетонный метод». Это своего рода накопительный фонд наказаний и поощрений. Если ребенок поступил хорошо ему дается жетон. а когда плохо – забирается (штрафуется). Эти накопленные жетоны потом можно поменять на деньги.  Здесь самое главное – научить ребенка понимать ценность жетонов!

Я составляла таблицу, состоящую из двух колонок. В первой колонке записываются положительные поступки с указанием количества жетонов, во второй колонке негативные поступки с определенными штрафами.

В конце недели подсчитываются жетоны, и выдается определенная сумма карманных денег. Такой подход позволяет ребенку реально зарабатывать карманные деньги. Учит ценить свой труд и справиться не только с воровством, но и со многими проблемами в поведении.

Советы родителям, если произошла кража, и вы подозреваете ребенка

  1. Если ребенка не поймали за руку, не спешите его обвинять. К сожалению, к детям из детского дома существует предвзятое отношение, и ребенка могут обвинить несправедливо.
  2. Проведите беседу, попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните, это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
  3. Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение.
  4. Постарайтесь понять причины такого поступка.
  5. Помните, что перед вами ребенок, а не вор-рецидивист. Не называйте его вором, предсказывая недалекое уголовное будущее. Навешивание ярлыков приводит к «социальному гипнозу», лишая ребенка выбора в будущем: ведь он вор, чего тут думать-то?
  6. Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка, иначе он будет скрывать от вас все.
  7. Не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к воровству.

Профилактика

  1. Доверительная беседа
  2. Развитая эмпатия
  3. Занятость ребенка интересным делом: спорт, музыка.
  4. Умение брать ответственность на себя и самостоятельность (уроки, уборка, покупка продуктов, полив цветов.)

Детские проблемы нам кажутся смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом!