Однажды года четыре назад я уже писал про что-то подобное, а в позапрошлой публикации в комментариях мне напомнили.
Сейчас можно тему развить.
Смотрите, какая идея – а что, если для деревенских и сельских школ педвузам выпускать специальных «сельских учителей», или еще их можно назвать «супер-учителей».
В чем суть
Вся суть в запросе.
Представьте себе обычную школу в сельской местности. Как правило, в школе существует всего одна параллель классов.
По этой причине некоторым учителям-предметникам достается слишком мало часов, а потому все предметники ведут не менее двух разных уроков, например, физику и математику.
В учебном плане есть предметы, на которые выделено 1-2 час в неделю. А проходить они могут, к примеру, только в старших классах.
Где взять учителя-специалиста на условные 6 часов (одна треть ставки)?
Нигде их и не берут, а отдают этот предмет тому учителю, который, на первый взгляд, должен в этом разбираться.
И это вполне обычное явление для деревенских и сельских школ (не знаю, как в городах).
В прошлой публикации я писал, что такое «совмещение» плохо сказывается на качестве образования, так как учитель, работающий не по своему профилю, нуждается в наработке опыта. И хорошо, если его предмет никто не будет выбирать для сдачи на ЕГЭ. А если выберут? К примеру, эту же информатику.
Проблема, получается.
Идея
Мне кажется, в условиях уменьшения населения в деревнях и селах уже пора в педагогических вузах обучать на этаких «многопрофильных учителей».
И это уже должны быть не просто учителя смежных предметов, а действительно многопрофильные учителя.
К примеру, физика-математика и плюсом информатика и черчение. Или русский язык-литература и плюсом история и информатика. Или английский-немецкий языки и плюсом информатика и русский язык.
Учителя начальных классов также могли бы быть специально для сельских школ – с дополнительной подготовкой по физике-математике (биологии-химии).
Учиться, наверное, пришлось бы не менее 6 лет.
Но тут, конечно, главный вопрос – а кто бы согласился вообще учиться на «учителя для сельской местности», так как туда молодежь не заманишь.
Пришлось бы выдумывать какую-то программу материального стимулирования. Например, дополнительные фиксированные (из федерального бюджета) выплаты, как классным руководителям. А уж сколько – это другой вопрос. Но умный специалист должен зарабатывать такие деньги, чтобы не было обидно.
Не каждый же может быть «супер-учителем», который «шарит» во многих областях. И эту «уникальность» нужно, как минимум, поддерживать.
По факту, многопрофильность просто бы заменяла различные «переподготовки», и учитель бы обладал достаточными знаниями по «дополнительным предметам», чтобы процесс наработки опыта проходил как можно безболезненнее для школьников.
***
Вот такая у меня фантастическая идея как спасти деревенские школы.