- До сих пор российские ВКС обходили такого рода цели, стремясь минимизировать воздействие на гражданское население, считает политолог Алексей Ампилогов. С другой стороны, по «Женевской конвенции 1949 года» электростанции – могут являться законными военными целями, если они оказывают значимое влияние на ход военных действий, используются противоборствующей стороной для обеспечения, например, военной логистики.
Соответственно все эти «заклинания» о том, что происходят «варварские удары по гражданской инфраструктуре» неуместны. ВСУ очень активно используют железные дороги для переброски своих сил. А железные дороги работают на электрической тяге. Удар по электростанциям на территории Украины является достаточно ожидаемым ответом на то, что Украина добилась определенного успеха на фронте.
«СП»: Насколько это серьезно для военной логистики, для экономики страны?
- Для того, чтобы расстроить военную логистику эти удары должны приобрести системный характер, поскольку мы понимаем, что тот блэкаут, который сейчас произошел на значительной части территории Украины, был в достаточно короткие строки устранен – в течение нескольких часов. Были привлечены резервные мощности, которые худо-бедно обеспечили энергопотребление киевской части Украины.
Связано это с несколькими моментами. Первое это существующие запасы по энергосистеме, сделанные еще в Советское время. Их Украины активнейшим образом использует. Существует кольцо линий электропередачи высокого напряжения, которые обеспечивают достаточно оперативную переброску мощности между различными частями страны.
Второй момент, который нужно учитывать, это то, что на Украине сейчас фактически остановлена большая часть промышленности, в том числе тяжелой.
К тому же, по самым скромным подсчетам, от семи до девяти миллионов украинских граждан являются беженцами. Если страна обладала на начала СВУ от 32 до 35 миллионов населения, то сейчас, с учетом потери Херсонской и Запорожской областей, оно значительно уменьшилось.
Так у Киева появилась возможность некоторого маневра энергетическими мощностями, что и было продемонстрировано Зеленским, который сказал, что Киев намеревается обеспечить поставки электроэнергии на польский рынок, а также передать Польше избыточное количество угля. Понятно почему оно возникло – Украина потеряла две крупных ТЭЦ: Углегорскую и Счастьинскую (Луганскую). Соответственно у незалежной появились лишние объемы энергетического угля, которые она и готова продавать Польше.
«СП»: И какие изменения теперь будут происходить в экономике страны?
- Первое что приходит на ум, это вывод из эксплуатации, обстреливаемой ВСУ Запорожской атомной. А она давала порядка 20% всей энергетики страны. Это важный фактор уменьшения стабильности энергосистемы. Второе, хотя я и не вхож в высокие кабинеты на Фрунзенской набережной, но мне кажется, что эти удары по украинской инфраструктуре и энергосистеме – продолжатся. Наши по-прежнему будут стараться выводить из строя тепловые станции.