Прошлый текст о творчестве Херби Хэнкока описывал его дофьюжновый период. Сольная карьера Хэнкока по-настоящему тогда ещё не запустилась, хотя его первые самостоятельные шаги были весьма заметны и многообещающи. Свой неповторимый саунд он начнёт обретать как раз в 70-е. И сегодня рассказ начнётся с самого начала этого процесса.
Как мы помним, формально, участие Хэнкока во втором великом квинтете Майлза Дэвиса закончилось 1968-м году на записи альбома Майлза Filles De Kilimanjaro. Его место в группе тогда занял, опять же, по рекомендации самого Хэнкока его друг Чик Кориа. Но неформально Хэнкок продолжит сотрудничать с Майлзом ещё некоторое время и станет участником некоторых очень важных студийных сессий, которые провозгласят рождение музыки фьюжн - это In A Silent Way, A Tribute To Jack Johnson, Live Evil, On The Corner.
Очутившись под влиянием новой музыки Майлза и оценив открывшиеся новые возможности для экспериментов, Херби собирает свой первый фьюжн-коллектив. Это будет группа Mwandishi.
Участники коллектива берут себе псевдонимы на языке суахили:
Mwandishi - Мвандиши («композитор» или "писатель") - Херби Хэнкок
Mchezaji - Мчезаджи («игрок», тот, кто играет в игру) - Бастер Уильямс
Jabali - Джабали («сильный как скала») - Билли Харт
Mganga - Мганга («доктор», чьи традиционные функции включают экзорцизм, пророчество и снятие заклинаний) - Эдди Хендерсон
Mwile - Мвайле («тело» от суахили мвили) - Бенни Мопен
Pepo Mtoto - Пепо Мтото («демон-младенец») - Джулиан Пристер
Ndugu - Ндугу («брат») - Леон Чанклер
В этом составе у музыканты запишут пять альбомов. Первый, одноимённый Mwandishi и второй Crossings выйдут в 1971-м и 1972-м на Warner Bros. Records. Музыка очень достойная, хотя в ней очень чувствуется чрезмерное влияние фьюжн-концепции Майлза Дэвиса.
Mwandishi / Herbie Hancock – Fender Rhodes piano
Mchezaji / Buster Williams – bass
Jabali / Billy Hart – drums
Mganga / Eddie Henderson – trumpet, flugelhorn
Mwile / Bennie Maupin – bass clarinet, alto flute, piccolo
Pepo Mtoto / Julian Priester – tenor trombone, bass trombone
Leon "Ndugu" Chancler – drums and percussion on "Ostinato (Suite For Angela)"
José "Chepito" Areas – congas and timbales on "Ostinato (Suite For Angela)"
Ronnie Montrose – guitar on "Ostinato (Suite For Angela)"
Бенни Мопена, кстати, можно услышать на легендарной пластинке Bitches Brew Майлза Дэвиса, там он играет на бас-кларнете.
Ютуб-канал ebjazz93
Следующий релиз Sextant 1973-го года выходит уже на Columbia Records, на которой выпускает свои альбомы сам Майлз Дэвис.
Ещё два альбома коллектива выпускаются под именем другого участника Эдди Хендерсона - это Realization и Inside Out - оба 1973-го года выпуска.
Стриминговые сервисы не знают о существовании этих релизов, увы. Поэтому ссылки от энтузиастов из Youtube. Eddie Henderson - Realization
Ютуб-канал Saint Coltrane
И альбом Inside Out. Удалось найти ссылки только на отдельные треки. Опубликую здесь одну:
Ютуб-канал Hiawatha
Несмотря на интересный материал, группа не стала коммерчески успешной. Но я скажу от себя - этот материал - моё самое большое открытие, он значительно ближе сейчас мне, чем даже эксперименты Майлза Дэвиса 70-х.
Следующим важным шагом в карьере Хэнкока стало создание им нового коллектива и небольшая смена концепции его музыки. Это уже более жёсткий, более "коммерческий" на слух фанк. Хэнкок теперь использует невероятное количество современной электронной клавишной техники, активно экспериментирует с синтезом звука, во многом предвосхитив музыкальную культуру электронной музыки.
Многие критики пишут о том, что, якобы, Хэнкок поддался конъюнктуре, но, думаю, причина гораздо глубже. Всё-таки все, кто по-настоящему выстрелили со своими фьюжн-проектами, качественно отличались по звучанию от музыки Майлза Дэвиса, развивали каждый свой уникальный сплав джаза и рока. И вот с новой группой The Headhunters звёзды сложились - музыка стала в достаточной мере и уникальной и доступной для слушателей. Слушаем легендарный альбом 1973-го года:
Herbie Hancock - Arp Odyssey, ARP Synthesizer, Clavinet, Composer, Fender Rhodes, Keyboards, Piano, Piano (Electric), Pipe, Producer, Synthesizer, Vocals
Oren Waters - Vocals
Bennie Maupin - Clarinet (Bass), Composer, Flute, Flute (Alto), Percussion, Reeds (Multiple), Sax (Soprano), Sax (Tenor), Saxello, Saxophone, Wind
Paul Jackson - Bass, Bass (Electric), Composer, Marimba, Marimbula
Bill Summers - Agogo, Balafon, Bottle, Cabasa, Congas, Drums, Gankogui, Hinedewho, Log Drums, Multi Instruments, Percussion, Shakere, Surdo, Tambourine
Harvey Mason, Sr. - Arranger, Composer, Drums
Как видите, из прежнего состава остался только Бенни Мопен.
Кстати, заглавная пьеса с альбома Chameleon до сих пор один из самых исполняемых на джазовых джемах фьюжн-стандартов!
Watermelon Man, первый заметный хит Херби с его дебютного сольного альбома, был до неузнаваемости здесь переработан. Найдите общее, как говорится:
Ещё один интересный факт: альбом также был перемикширован для 4-канального квадрофонического звука в 1974-ом году. В квадро-миксах есть элементы, которых нет в стерео версии, в том числе дополнительная 2-секундная клавишная мелодия в начале "Sly".
Альбом Head Hunters стал самым продаваемым джазовым альбомом всех времён, затмив коммерческие достижения Майлза Дэвиса. Только чуть позднее, альбом Джорджа Бенсона Breezin' (1976) побьёт его рекорд по продажам.
Если помните, в предыдущей части было рассказано об успешных пробах Хэнкока в качестве кино-композитора. В новом десятилетии музыкант напишет музыку к двум картинам: это фильм "Призрак, который сидит у двери" 1973-го года
и "Жажда смерти" с Чарльзом Бронсоном в главной роли 1974-го года, который вам, возможно, приходилось уже видеть. Я смотрел его в 90-е.
Ютуб-канал Video Detective
В следующем, 1974-м году новая группа Хэнкока выпустит альбом Thrust:
Herbie Hancock - Arp 2600, Arp Odyssey, Arp Strings, ARP Synthesizer, Clavinet, Composer, Fender Rhodes, Keyboards, Piano (Electric), Producer, Synthesizer, Vocals
Paul Jackson - Bass, Bass (Electric), Composer
Bennie Maupin - Clarinet (Bass), Composer, Flute (Alto), Percussion, Sax (Soprano), Sax (Tenor), Saxello, Saxophone, Wind
Bill Summers - Percussion
Mike Clark - Composer, Drums
Oren Waters - Vocals
Как видим поменялся барабанщик.
В этом составе в 1975-м выйдут два альбома: студийный Man-Child
И концертный альбом Flood, записанный во время гастролей в Японии:
Кстати, так выглядела группа на концертах:
Ютуб-канал cleantones
Далее происходит странное событие: группа Хэнкока начинает гастролировать без её основателя. Без Хэнкока у неё выйдут даже несколько альбомов. Например, Survival of the Fittest 1975-го года. Хэнкок здесь выступает исключительно в качестве продюсера.
Paul Jackson, Jr. - Bass (Electric), Vocals
Harvey Mason, Sr. - Percussion
Bennie Maupin - Clarinet (Bass), Composer, Piano, Sax (Tenor), Saxophone, Vocals
Blackbyrd McKnight - Composer, Guitar (Electric), Vocals
Baba Duru Oshun - Bells, Drums (Bass), Percussion
The Pointer Sisters - Vocals
Bill Summers - Agogo, Berimbau, Bongos, Cabasa, Caxixi, Composer, Congas, Cowbell, Djembe, Gankogui, Gong, Guiro, Hinedewho, Log Drums, Maracas, Marimbula, Pandeiro, Percussion, Quica, Shekere, Sleigh Bells, Tamborine, Vocals
Herbie Hancock - Original Album Producer
Дальнейшие эксперименты Херби в найденной им фанк-стилистике так же продолжатся, формально, в рамках его новой группы The Headhunters, только и сама музыка и состав музыкантов теперь будут постоянно меняться. Примерно к этому времени, у публики начинает стремительно угасать интерес к музыке фьюжн. Около-джазовую музыку постепенно захлёстывает вторая волна кроссовер-джаза. В популярную музыку проникает всё больше коммерческого звучания R&B, порой появляется много слащавого вокала, вытесняющего инструментальную импровизацию.
Музыку Хэнкока этот процесс тоже не обходит стороной.
Итак, под флагом The Headhunters вышли ещё две пластинки: Secrets 1976-го года
Herbie Hancock – acoustic piano, Rhodes electric piano, electric grand piano, ARP Odyssey, ARP String Ensemble, Hohner D6 Clavinet, Micromoog, Oberheim 4 Voice, Echoplex
Bennie Maupin – soprano saxophone, tenor saxophone, saxello, lyricon, bass clarinet
Ray Parker Jr. – guitar, backing vocals on "Doin' It"
Wah Wah Watson – guitar, Maestro universal synthesiser system / sample and hold unit, voice bag; vocals & bass on "Doin' It"
Paul Jackson – bass
Kenneth Nash – percussion, cuíca
James Levi – drums
James Gadson – drums on Doin' It
и Sunlight 1977-го
Herbie Hancock – keyboards, synthesizers, lead and background vocals (through vocoder) (1–3), string, brass and woodwind arrangements
Patrick Gleeson – additional synthesizers (5)
Bennie Maupin – soprano saxophone solo (3)
Wah Wah Watson, Ray Parker, Jr. – guitar (1, 3)
Byron Miller (1), Paul Jackson (2–4), Jaco Pastorius (5) – electric bass
Leon "Ndugu" Chancler (1), James Levi (2, 3), Harvey Mason, Sr. (4), Tony Williams (5) – drums
Raul Rekow (exc. 3), Bill Summers (exc. 1) – percussion
Baba Duru – tabla (2)
Bobby Shew, Maurice Spears, Robert O'Bryant, Garnett Brown – brass (exc. 4)
Ernest J. Watts, Fred Jackson Jr., Jack Nimitz, David Willard Riddles – woodwind (2, 5)
Terry Adams, Roy Malan, Nathan Rubin, Linda Wood, Emily VanValkenburgh – strings (2)
На этом заканчивается череда музыкальных экспериментов Хэнкока внутри музыки фьюжн первой волны. Как многие из вас знают, 1978-й год станет переломным в звукозаписывающей индустрии. Произойдёт очередной тектонический слом и музыкантам всего мира предстоит как-то приспосабливаться к новым условиям. Как справится с этим Херби Хэнкок вы узнаете в следующей части.
Автор статьи - Filumjazz
#filumjazz #музыка #джаз #herbie hancock #fusion
Предыдущая заметка:
Если вам нравятся материалы нашего канала, то вы можете поддержать нас любой суммой на ваше усмотрение: