Найти в Дзене
Рок на БиС

Шаг вперёд. Herbie Hancock. Часть вторая. Первые фьюжн группы

Прошлый текст о творчестве Херби Хэнкока описывал его дофьюжновый период. Сольная карьера Хэнкока по-настоящему тогда ещё не запустилась, хотя его первые самостоятельные шаги были весьма заметны и многообещающи. Свой неповторимый саунд он начнёт обретать как раз в 70-е. И сегодня рассказ начнётся с самого начала этого процесса.

Как мы помним, формально, участие Хэнкока во втором великом квинтете Майлза Дэвиса закончилось 1968-м году на записи альбома Майлза Filles De Kilimanjaro. Его место в группе тогда занял, опять же, по рекомендации самого Хэнкока его друг Чик Кориа. Но неформально Хэнкок продолжит сотрудничать с Майлзом ещё некоторое время и станет участником некоторых очень важных студийных сессий, которые провозгласят рождение музыки фьюжн - это In A Silent Way, A Tribute To Jack Johnson, Live Evil, On The Corner.

Очутившись под влиянием новой музыки Майлза и оценив открывшиеся новые возможности для экспериментов, Херби собирает свой первый фьюжн-коллектив. Это будет группа Mwandishi.

Участники коллектива берут себе псевдонимы на языке суахили:

Mwandishi - Мвандиши («композитор» или "писатель") - Херби Хэнкок

Mchezaji - Мчезаджи («игрок», тот, кто играет в игру) - Бастер Уильямс

Jabali - Джабали («сильный как скала») - Билли Харт

Mganga - Мганга («доктор», чьи традиционные функции включают экзорцизм, пророчество и снятие заклинаний) - Эдди Хендерсон

Mwile - Мвайле («тело» от суахили мвили) - Бенни Мопен

Pepo Mtoto - Пепо Мтото («демон-младенец») - Джулиан Пристер

Ndugu - Ндугу («брат») - Леон Чанклер

Коллектив Mwandishi на записи в студии. Херби Хэнкок, Бастер Уильямс, Леон Чанклер
Коллектив Mwandishi на записи в студии. Херби Хэнкок, Бастер Уильямс, Леон Чанклер

В этом составе у музыканты запишут пять альбомов. Первый, одноимённый Mwandishi и второй Crossings выйдут в 1971-м и 1972-м на Warner Bros. Records. Музыка очень достойная, хотя в ней очень чувствуется чрезмерное влияние фьюжн-концепции Майлза Дэвиса.

Mwandishi / Herbie Hancock – Fender Rhodes piano

Mchezaji / Buster Williams – bass

Jabali / Billy Hart – drums

Mganga / Eddie Henderson – trumpet, flugelhorn

Mwile / Bennie Maupin – bass clarinet, alto flute, piccolo

Pepo Mtoto / Julian Priester – tenor trombone, bass trombone

Leon "Ndugu" Chancler – drums and percussion on "Ostinato (Suite For Angela)"

José "Chepito" Areas – congas and timbales on "Ostinato (Suite For Angela)"

Ronnie Montrose – guitar on "Ostinato (Suite For Angela)"

Бенни Мопена, кстати, можно услышать на легендарной пластинке Bitches Brew Майлза Дэвиса, там он играет на бас-кларнете.

Mwandishi: Херби Хэнкок, Бастер Уильямс, Бенни Мопен, Билли Харт Эдди Хендерсон
Mwandishi: Херби Хэнкок, Бастер Уильямс, Бенни Мопен, Билли Харт Эдди Хендерсон

Ютуб-канал ebjazz93

Следующий релиз Sextant 1973-го года выходит уже на Columbia Records, на которой выпускает свои альбомы сам Майлз Дэвис.

Ещё два альбома коллектива выпускаются под именем другого участника Эдди Хендерсона - это Realization и Inside Out - оба 1973-го года выпуска.

Стриминговые сервисы не знают о существовании этих релизов, увы. Поэтому ссылки от энтузиастов из Youtube. Eddie Henderson - Realization

Ютуб-канал Saint Coltrane

И альбом Inside Out. Удалось найти ссылки только на отдельные треки. Опубликую здесь одну:

Ютуб-канал Hiawatha

Несмотря на интересный материал, группа не стала коммерчески успешной. Но я скажу от себя - этот материал - моё самое большое открытие, он значительно ближе сейчас мне, чем даже эксперименты Майлза Дэвиса 70-х.

Следующим важным шагом в карьере Хэнкока стало создание им нового коллектива и небольшая смена концепции его музыки. Это уже более жёсткий, более "коммерческий" на слух фанк. Хэнкок теперь использует невероятное количество современной электронной клавишной техники, активно экспериментирует с синтезом звука, во многом предвосхитив музыкальную культуру электронной музыки.

 Херби Хенкок и его новые электронные девайсы
Херби Хенкок и его новые электронные девайсы

Многие критики пишут о том, что, якобы, Хэнкок поддался конъюнктуре, но, думаю, причина гораздо глубже. Всё-таки все, кто по-настоящему выстрелили со своими фьюжн-проектами, качественно отличались по звучанию от музыки Майлза Дэвиса, развивали каждый свой уникальный сплав джаза и рока. И вот с новой группой The Headhunters звёзды сложились - музыка стала в достаточной мере и уникальной и доступной для слушателей. Слушаем легендарный альбом 1973-го года:

Herbie Hancock - Arp Odyssey, ARP Synthesizer, Clavinet, Composer, Fender Rhodes, Keyboards, Piano, Piano (Electric), Pipe, Producer, Synthesizer, Vocals

Oren Waters - Vocals

Bennie Maupin - Clarinet (Bass), Composer, Flute, Flute (Alto), Percussion, Reeds (Multiple), Sax (Soprano), Sax (Tenor), Saxello, Saxophone, Wind

Paul Jackson - Bass, Bass (Electric), Composer, Marimba, Marimbula

Bill Summers - Agogo, Balafon, Bottle, Cabasa, Congas, Drums, Gankogui, Hinedewho, Log Drums, Multi Instruments, Percussion, Shakere, Surdo, Tambourine

Harvey Mason, Sr. - Arranger, Composer, Drums

Как видите, из прежнего состава остался только Бенни Мопен.

The Headhunters: Херби Хэнкок, Билл Саммерс, Харви Мэйсон Мл., Пол Джексон, Бенни Мопен
The Headhunters: Херби Хэнкок, Билл Саммерс, Харви Мэйсон Мл., Пол Джексон, Бенни Мопен

Кстати, заглавная пьеса с альбома Chameleon до сих пор один из самых исполняемых на джазовых джемах фьюжн-стандартов!

Watermelon Man, первый заметный хит Херби с его дебютного сольного альбома, был до неузнаваемости здесь переработан. Найдите общее, как говорится:

Ещё один интересный факт: альбом также был перемикширован для 4-канального квадрофонического звука в 1974-ом году. В квадро-миксах есть элементы, которых нет в стерео версии, в том числе дополнительная 2-секундная клавишная мелодия в начале "Sly".

Альбом Head Hunters стал самым продаваемым джазовым альбомом всех времён, затмив коммерческие достижения Майлза Дэвиса. Только чуть позднее, альбом Джорджа Бенсона Breezin' (1976) побьёт его рекорд по продажам.

Если помните, в предыдущей части было рассказано об успешных пробах Хэнкока в качестве кино-композитора. В новом десятилетии музыкант напишет музыку к двум картинам: это фильм "Призрак, который сидит у двери" 1973-го года

Постер фильма "Призрак, который сидит у двери"
Постер фильма "Призрак, который сидит у двери"

и "Жажда смерти" с Чарльзом Бронсоном в главной роли 1974-го года, который вам, возможно, приходилось уже видеть. Я смотрел его в 90-е.

Ютуб-канал Video Detective

Постер фильма "Жажда смерти"
Постер фильма "Жажда смерти"

В следующем, 1974-м году новая группа Хэнкока выпустит альбом Thrust:

Herbie Hancock - Arp 2600, Arp Odyssey, Arp Strings, ARP Synthesizer, Clavinet, Composer, Fender Rhodes, Keyboards, Piano (Electric), Producer, Synthesizer, Vocals

Paul Jackson - Bass, Bass (Electric), Composer

Bennie Maupin - Clarinet (Bass), Composer, Flute (Alto), Percussion, Sax (Soprano), Sax (Tenor), Saxello, Saxophone, Wind

Bill Summers - Percussion

Mike Clark - Composer, Drums

Oren Waters - Vocals

Как видим поменялся барабанщик.

В этом составе в 1975-м выйдут два альбома: студийный Man-Child

И концертный альбом Flood, записанный во время гастролей в Японии:

Кстати, так выглядела группа на концертах:

Ютуб-канал cleantones

Далее происходит странное событие: группа Хэнкока начинает гастролировать без её основателя. Без Хэнкока у неё выйдут даже несколько альбомов. Например, Survival of the Fittest 1975-го года. Хэнкок здесь выступает исключительно в качестве продюсера.

Paul Jackson, Jr. - Bass (Electric), Vocals

Harvey Mason, Sr. - Percussion

Bennie Maupin - Clarinet (Bass), Composer, Piano, Sax (Tenor), Saxophone, Vocals

Blackbyrd McKnight - Composer, Guitar (Electric), Vocals

Baba Duru Oshun - Bells, Drums (Bass), Percussion

The Pointer Sisters - Vocals

Bill Summers - Agogo, Berimbau, Bongos, Cabasa, Caxixi, Composer, Congas, Cowbell, Djembe, Gankogui, Gong, Guiro, Hinedewho, Log Drums, Maracas, Marimbula, Pandeiro, Percussion, Quica, Shekere, Sleigh Bells, Tamborine, Vocals

Herbie Hancock - Original Album Producer

Дальнейшие эксперименты Херби в найденной им фанк-стилистике так же продолжатся, формально, в рамках его новой группы The Headhunters, только и сама музыка и состав музыкантов теперь будут постоянно меняться. Примерно к этому времени, у публики начинает стремительно угасать интерес к музыке фьюжн. Около-джазовую музыку постепенно захлёстывает вторая волна кроссовер-джаза. В популярную музыку проникает всё больше коммерческого звучания R&B, порой появляется много слащавого вокала, вытесняющего инструментальную импровизацию.

Музыку Хэнкока этот процесс тоже не обходит стороной.

Итак, под флагом The Headhunters вышли ещё две пластинки: Secrets 1976-го года

Herbie Hancock – acoustic piano, Rhodes electric piano, electric grand piano, ARP Odyssey, ARP String Ensemble, Hohner D6 Clavinet, Micromoog, Oberheim 4 Voice, Echoplex

Bennie Maupin – soprano saxophone, tenor saxophone, saxello, lyricon, bass clarinet

Ray Parker Jr. – guitar, backing vocals on "Doin' It"

Wah Wah Watson – guitar, Maestro universal synthesiser system / sample and hold unit, voice bag; vocals & bass on "Doin' It"

Paul Jackson – bass

Kenneth Nash – percussion, cuíca

James Levi – drums

James Gadson – drums on Doin' It

и Sunlight 1977-го

Herbie Hancock – keyboards, synthesizers, lead and background vocals (through vocoder) (1–3), string, brass and woodwind arrangements

Patrick Gleeson – additional synthesizers (5)

Bennie Maupin – soprano saxophone solo (3)

Wah Wah Watson, Ray Parker, Jr. – guitar (1, 3)

Byron Miller (1), Paul Jackson (2–4), Jaco Pastorius (5) – electric bass

Leon "Ndugu" Chancler (1), James Levi (2, 3), Harvey Mason, Sr. (4), Tony Williams (5) – drums

Raul Rekow (exc. 3), Bill Summers (exc. 1) – percussion

Baba Duru – tabla (2)

Bobby Shew, Maurice Spears, Robert O'Bryant, Garnett Brown – brass (exc. 4)

Ernest J. Watts, Fred Jackson Jr., Jack Nimitz, David Willard Riddles – woodwind (2, 5)

Terry Adams, Roy Malan, Nathan Rubin, Linda Wood, Emily VanValkenburgh – strings (2)

На этом заканчивается череда музыкальных экспериментов Хэнкока внутри музыки фьюжн первой волны. Как многие из вас знают, 1978-й год станет переломным в звукозаписывающей индустрии. Произойдёт очередной тектонический слом и музыкантам всего мира предстоит как-то приспосабливаться к новым условиям. Как справится с этим Херби Хэнкок вы узнаете в следующей части.

Автор статьи - Filumjazz

#filumjazz #музыка #джаз #herbie hancock #fusion

Предыдущая заметка:

Шаг вперёд. Herbie Hancock. Часть первая.

Если вам нравятся материалы нашего канала, то вы можете поддержать нас любой суммой на ваше усмотрение: