День 6. Воссоединение.
Семейная преемственность.
Разговариваю со смотрителем, задаю глупый вопрос: «Как вы тут живёте?»
Смотритель: «А что, я так вырос, у меня отец работал на маяке и дед тоже».
Пошёл стопами семьи.
В разговоре с синоптиком. Он живёт на маяке с женой: «А как жена относится к жизни на маяке, не просится в цивилизацию?»
Синоптик: «Так наоборот, она выросла так, родители метеорологи и родители родителей в этой теме )».
Выспались, позавтракали. Погрузили вещи в прицеп и под проливным дождем, поехали к лодкам.
По пути заехали на бывшую военную часть, брошенную в 90 годах. Конечно вид брошенных уралов, прицепов, генераторов, стоящих группами, ржавых, раскуроченных угнетает. Там где техника была оставлена на берегу, а море подмыло берег, техника упала в море, и теперь наполовину закопанная в песке громоздиться ржавыми памятниками. Огромное количество ржавых бочек, заваленные здания...печальная картина. Металл у техники быстро ржавеет, а колёса на уралах стоят до сих пор накаченные, прошло 30 лет, а резина не потрескалась, стоит как новая.
Местная достопримечательность - вечные двигатели. Когда бы путешественники сюда не добрались, лопасти бывших компрессоров вращаются на ветру. Всё ржавое, солёная вода всё съедает, а подшипники на лопастях проявляют небывалую стойкость и вращаются ... вращаются....на ветру, который здесь не стихает.
Оставшиеся ребята на берегу отлично переночевали.
Решили в этот день путь домой не продолжать.
Порыбачили по-сахалински, через 30 минут распластовали десяток горбуш.
Занялись кулинарией. Приготовили котлеты из рубленной горбуши с зеленью, отварили рис на костре. Нажарили брюшек горбуши, молоки, печень, и даже икру и наслаждались едой, морем, разговором.
Борис гуляя по берегу. Вернулся через пару часов с находкой.
Раньше рыбаки в сетях использовали стеклянные поплавки, лет 40 назад, когда настал век пластика, их перестали производить. Теперь на берегах Сахалина, Курил, можно найти эти поплавки. Поплавки в основном размером чуть больше мячика для большого тенниса, но попадаются и крупнее. В этом походе нашли пару огромных поплавков, размером с настольный глобус, сантиметров 30 в диаметре. Сахалинцы были в неописуемом восторге, они даже не знали, что такого размера бывают поплавки, в таком размере они не представлены даже в музее.
Поплавки довольно редкие. Найти в походе 1-2 штуки удача, некоторые годами путешествую пешком по побережьям Сахалина и не могут найти и одного.
Поплавки японского происхождения, при производстве клеймились печатями, у каждой рыбацкой артели были свои клеймы. Теперь они представляют коллекционную ценность. Люди составляют каталоги печатей, собирают, меняются, покупают, отправляются в экспедиции на поиск поплавков.
Мы в походе находили штучные поплавки, но обследуя территорию маяка мы натолкнулись на четыре полные мармитки стеклянных поплавков, получается, что с территории Японии течением и штормами их выбрасывает на берег, а на маяке оказался человек, которому они интересны и он их собирает.
Так и Борис прогуливаясь по берегу начал находить поплавки один за другим. Крайне довольный собой, он выложил штук 20 поплавков перед нашим любителям поплавков и ещё штук 15 забрали на обратном пути.
К слову на следующей стоянке мы не нашли ни одного, исследуя береговую линию.
А вечером, Борис устроил нам праздник. Испек нам дрожжевых блинов и ели их мы с домашней сметаной и сгущёнкой, а также пили чай с багульником и кедровым стлаником. Довольные и радостные спали крепко и долго.
День 7. Погода ухудшается.
На Сахалин часто приходят циклоны. Борис рассказывает: «Сидишь в палатке, часов 6-8 ветрище, дождь хлещет. Потом всё стихает, выходит солнце. Некоторые туристы выходят из своих укрытий, начинают радоваться солнцу, сушиться, а опытные говорят: «Придурки, скорее крепите палатки с другой стороны, сейчас над нами пройдёт «око циклона» и всё повториться, но с обратной стороны».
А утром светило солнце, по небу летели куски тумана с мыса терпения, подгоняемые южном ветром. А в нашей бухте был штиль.
Сварили пшенной каши на костре с изюмом, грецким орехом, добавили в неё сливочного масла... очень вкусно начался день.
Не спеша собрались и вышли в море. Морская волна сразу нас нашла, когда мы вышли из бухты. Невысокие, полутораметровые волны размеренно подхватывали наши лодки. Наша лодка превратилась в сёрф и с волны мы лихо скатывались, в волну мотор тяжеловато нас затаскивал. Несмотря на то, что лодку загрузили для хождения по волне, нос лодки был максимально облегчен. Всё равно регулярно скатываясь с волны мы зарывались носом в воду, и несколько раз даже на небольших волнах, набирали в лодку воды. В лодке предусмотрен слив воды на корме, и вода туда сливается, когда лодка поднимает нос, но в момент когда лодка набрала много воды нос сильно нагружается и заметно идёт под воду, сразу вспоминались вчерашние волны, хорошо, что там сильно не нырнули.
Поэтому шли медленно, притормаживая на каждой волне. Погода портилась. Усиливался ветер, разгоняя волну, подташнивало, идти было не комфортно. Решили вставать лагерем.
Папа, заходя домой : «Дети, я вернулся!»
Дети: «Папа? но ты же 5 лет назад ушёл за сигаретами и пропал».
Папа: «Точно. Сигареты. Сейчас вернусь».
Встали в урочище Шамова. Небольшая долина между холмами, бежит тёмная речка. Овальный небольшой пляж, на который непрестанно набегают овальные волны. Береговая линия сплошь покрыта осокой, вытоптали себе поляну и разбили лагерь.
Антон выделил следующие стадии становления рыбака на Сахалине.
Первая - дубина и камень. Дети вооружившись этими орудиями лова, задорно гоняют по реке, глушат поднимающуюся косяками на нерест рыбу. В детстве, когда рыбы было много, икру домой приносили вёдрами (дети).
Вторая - тройник. Немного повзрослев, берут спиннинг, на конце лески которого привязан здоровый тройник, кошка (крючок с тремя жалами), размером с теннисный мяч. Его забрасывают в реку и резкими рывками продёргивают по реке, багря проходящую рыбу, за что попадёт, хвост, плавник, тело. Весьма эффективный метод, когда идёт много рыбы, но тоже относится к браконьерству. Из этой стадии выходят не все. Сам наблюдал разновозрастных мужчин и женщин за этим занятием.
Третья - сеть. Освоив этот способ. Имея возможность ловить так много рыбы, что не увезти, не обработать, ни съесть нельзя, "наедаются" этим занятием. Появляется желание побороться с рыбой, перехитрить её, насладиться этим азартом - такие рыбаки переходят на четвёртую стадию.
Четвёртая - спиннинг. Освоив и его. Рыбаки стремящиеся к созерцанию красоты природы, процесса лова, игры с рыбой, подбора приманок, походов по рекам или когда рыбак ловит рыбу уже в основном спортивным ловом, ловит - отпускает и хочет нанести рыбе минимальные повреждения, переходят на следующий уровень.
Пятая - нахлыст или одинокий крючок. Нахлыст, очень красивый, эффектный способ лова. Дорогое оборудование, необходимо значительное время для практики заброса. Многие рыбаки осваивают изготовление мушек (приманки), что тоже, очень творческий и дорогой процесс. Некоторые мушки, как произведения искусства.
Одинокий крючок. Что бы нанести рыбе как можно меньше повреждений, рыбак заменяет на блёснах, колебалках и т.д. все тройники на одинокий крючок. Количество сходов немного увеличивается, но рыба в основном остаётся живая, также такую приманку можно провести среди коряг имея минимальные шансы потерять снасть.
Вышли на берег реки, устье мелководное, и горбуша на брюхе поднимается в верх. Кто видел фильм "крикуны", так и горбуша поднимая над собой холмик из воды, сверху которого периодически поднимается черный плавник, мчится вверх. И еще не зная, про первую стадию рыбака, я так же, как и дети начал гонять рыбу по реке, заставляя её выскочить на мелководье и там поймать её голыми руками. Получилось!!! Адреналин, кайф, счастье, победа. Оказался самец, отпустил.
Вернулся в лагерь. Говорят нужна наживка, ну мне не надо два раза повторять, разворачиваюсь и обратно к реке.
Начался прилив и отмели стали закрываться, у рыбы появилось больше возможностей для манёвра. Также рыба очень быстро плавает, а когда убегает по теченью, вообще пуля.
И здесь произошел эволюционный рывок - "Человек разумный", начинает играть музыка эволюции, человек поднял высоко над головой своё первое орудие лова - загнутую палку, что бы ей удобно бить по воде, оглушить или испугать рыбу. И я понёсся по реке со своим примитивным орудием, поднимая столпы брызг.
Рыба очень хорошо видит, метров за восемь она замечает тебя, разворачивается и уходит в море. Если стоишь долго неподвижно, она тебя всё равно не теряет из вида, некоторые отважно идут вперёд, но стоит, чуть шевельнуться, приподнять палку, повернуть голову, рыба сразу разворачивается и уходит.
Видя тщетность моих попыток, а также умирая со смеху, наблюдая за мной, как за ребёнком бесящемся в речке. На поимку приманки пошёл Борис. Что придало мне азарта и прыти, что бы поймать рыбу раньше профессионала.
В это день победу праздновал Я! Принеся в лагерь рыбу меня спросили: «Почему ты такой мокрый?»
А вода стекала у меня даже с волос. «Так я бегал по реке, бил палкой по воде (по рыбе так и не попал) поднимая кучу брызг, пару раз упал )».
Сижу на берегу моря, греюсь у костра, пишу заметки, подплыли две нерпы, высунули свои головы из воды и с любопытством наблюдают за мной.
Через несколько часов произошло происшествие, перевернулась лодка с Игорем, при попытке выйти в море. Все как в книжке. Один человек, без помощников, отчалил в сильный накат, отгрёб вёслами от берега, пошёл опускать и заводить мотор, в это время сильный боковой ветер разворачивает лодку, ставит ее боком к волне и первая же волна, а волны высокие, опрокидывает лодку. Хорошо, что без последствий. Лодку и человека достали. Вещи не потеряли, лодка была пустая.
Поставили ловушки на креветку.
Приготовили рыбный суп. Я живу в городе, где до ближайшего моря во все четыре стороны не менее 2500 км и рыба в речках у нас конечно водится так много, что по сахалинским меркам её так мало, что можно пренебречь ее присутствием. Думаю наши рыбаки не одобрят моих мыслей. Но окунь здесь рыба не в почёте, зачем тратить время на ее поимку если можно поймать, кету, кунжу, треску, навагу, сельдь, камбалу, горбушу, сему и многие другие...)
Поэтому когда сварили суп рыбный из голов горбуши, и мне вручили тарелку с большой вареной головой. Я немного растерялся и по-тихому спросил Лёшу: «А, что едят в голове?». По-тихому, потому что свежа в памяти реакция на поедание не достаточно тщательное морских деликатесов ранее.
«Что?» - спросил Леша.
И в воцарившейся тишине я повторно спросил: «А, что едят в голове?».
И понеслось.
«Вы не едите головы?»
«Как бы люди едят, но это бывает не часто, так что не часто достаётся всем, так, что бы по голове, да и не по одной. А, когда достаётся я ем только щёчки».
«как ?!» - на и так далее.
«Короче, съедай всё мягкое, а все косточки проверяй зубами, если мягкие съедай, это хрящики».
«Угу».
Смотрю в глаз горбуше. И вспоминается книга про Чукотку "Сон в начале тумана", там описывается, как гостю предлагают самую вкусную часть лахтака - глаз, а дети сидят рядом и завидуют гостю.
«А глаз значит деликатес?» - спрашиваю я.
«Конечно!».
Что ж, съел всё и хрящики и глаза и мозг....
Рыбы в это день больше не поймали, пришёл прилив, заполнив реку морской травой.
Ветер разгулялся, разогнав волну, настолько, что пришлось, второй раз поднимать лодки на берег и переносить костёр. Море обрушивало огромные волны на берег до утра.
#МысТерпения #ОстровСахалин #Сахалин #Capeofpatience #SakhalinIsland #Sakhalin