В интервью изданию директор Приозерского отделения по сбыту электроэнергии АО «Петербургская сбытовая компания» Борис Николаевич Окинин рассказал о платежной дисциплине в Приозерском районе, кампании по установке новых – интеллектуальных – электросчетчиков, а также ответил на актуальные вопросы потребителей о порядке начислений за потребленную электроэнергию, удобных способах оплаты и передачи показаний.
– В сентябре многие дачники начинают закрывать загородный сезон. И их волнует вопрос, что делать со счетами за электроэнергию? Отключение всех электроприборов перед переездом в город освобождает от обязанностей или потребуется предпринять какие-то действия?
– Даже если абоненты отключили на даче электроприборы и уехали до следующей весны, забывать о передаче показаний электросчетчика нельзя. Дело в том, что в отсутствие показаний расчет будет производиться три месяца по среднему, затем – по нормативу, такой порядок установлен законодательством. Чтобы по окончании дачного сезона получать счета с нулевыми начислениями, следует перед отъездом зафиксировать последние показания и каждый месяц с 23 по 25 число их повторять – через Интернет или по телефону. Тем самым абонент уведомит поставщика ресурса, что показания не меняются, а значит – энергопотребление по данному адресу отсутствует. Для передачи показаний рекомендую использовать наши онлайн-сервисы: личный кабинет клиента и приложение «ПСК/ПЭС» (в App Store и Google Play). Можно добавить в эти сервисы все свои адреса (дачу, квартиру) и вместо почтовых ящиков проверять компьютер или смартфон – сумма к оплате появляется там раньше, чем приходит бумажный счет, и ехать никуда не придется. – Что можно сказать о ситуации с платежной дисциплиной в Приозерском районе? – На текущий момент задолженность за электроэнергию жителей в Приозерском районе составляет 125 млн рублей, наибольшие долги накопили жители г. Приозерска и п. Сосново. Задолженность СНТ достигла 11 млн рублей, лидерами антирейтинга стали садоводства СНТ «Озерное», СНТ «Колосково-2», ТСН «Птицевод», ДПК «Кировский». Мы постоянно проводим мероприятия, направленные на повышение собираемости платежей, ведь от них зависит работоспособность энергокомплекса региона и в конечном итоге – комфорт самих жителей. Об этом следует помнить потребителям, раз за разом пренебрегающим оплатой электроэнергии.
– Какие именно последствия ждут неплательщиков?
– Безусловно, главная мера, позволяющая остановить рост долгов – это ограничение подачи электроэнергии. Однако мы не сразу прибегаем к ней, предварительно проводим уведомительную работу с неплательщиками: на электронную почту, в личный кабинет, по СМС, по телефону направляем уведомления о факте наличия задолженности и необходимости ее погасить. При отсутствии реакции направляем новое уведомление – теперь уже об ограничении подачи электроэнергии – через личный кабинет, СМС или письмом, все эти способы предусматривает законодательство. У абонента есть 30 дней на погашение долга, если этого не произошло – мы отключаем электроснабжение. К слову, если абонент после отключения за неуплату решит самовольно подключиться к электросетям, мы зафиксируем это. Помимо очевидной опасности для жизни и здоровья, возможности пожара, несанкционированное подключение ударит по кошельку – это административное правонарушение и оплата штрафов (для бытовых потребителей 10–15 тыс. рублей, для юридических лиц – 100–200 тыс. рублей, повторные – удваиваются) не освободит от обязанности погашения долгов. В том случае, когда и после отключения электроэнергии абонент не погашает долг, мы обращаемся в суд. Взыскание долгов происходит на основании судебного приказа, к сумме задолженности добавятся судебные издержки – их также придется оплатить должнику. Если и решение суда не будет исполнено, долг будет взыскан принудительно – списан с банковских карт. Так что, безусловно, выгоднее всего – оплачивать электроэнергию вовремя.
– А есть ли у потребителей возможность оплачивать электроэнергию без комиссии, вернуть назад часть денег, потраченных на оплату ресурса?
– Да, оплатить электроэнергию без комиссии можно в личном кабинете или приложении «ПСК/ПЭС». А если оплачивать ее картой «Мир», зарегистрированной в программе лояльности, пользователям наших сервисов с каждого платежа за коммунальные услуги вернется кешбэк 1 %. Наши клиенты за время действия акции уже получили более 23 млн рублей кешбэка. Еще есть такая опция – оплачивать в наших онлайн-сервисах коммунальные услуги по Единой карте петербуржца (ее могут оформить и жители Приозерского района). Кешбэк тогда составит 4 %, но не более 300 рублей в месяц.
– В Приозерском районе проводится кампания по установке новых – интеллектуальных – электросчетчиков. Расскажите, что из себя представляют умные счетчики и зачем они нужны.
– Интеллектуальные приборы учета сами передают показания – хозяину дома или квартиры больше не нужно будет беспокоиться об этом. Например, если абонент забыл отправить данные, снятие показаний в режиме реального времени поможет уйти от начислений по среднему или по нормативу.
– Кому и на каких условиях устанавливают интеллектуальные приборы учета? За чей счет производится установка новых приборов учета?
– Если раньше, когда счетчик выходил из строя или у него истекал межповерочный интервал, жители должны были за свой счет менять или поверять его, то теперь такая обязанность – по установке, замене и обслуживанию счетчиков – перешла в многоквартирных домах к гарантирующим поставщикам электроэнергии, а в частном секторе – к сетевым компаниям. Это указано в 37 статье Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Бесплатной замене подлежат счетчики, вышедшие из строя или с истекшим межповерочным интервалом. Также мы бесплатно выполняем установку счетчиков в квартирах, ранее ими не оснащенных.
– Сколько в Приозерском районе уже заменено счетчиков?
– К настоящему времени мы установили в многоквартирных домах порядка 1,7 тыс. интеллектуальных приборов учета. Сейчас мы проводим работы по пуско-наладке оборудования, после их завершения и подключения счетчиков к интеллектуальной системе отдельно уведомим потребителей. Так что какое-то время абонентам нужно продолжать самостоятельно передавать показания.
– Какие способы передачи показаний счетчиков электроэнергии доступны на сегодняшний день?
– В зависимости от того, что удобнее потребителю – использовать компьютер или смартфон, можно передавать показания в личном кабинете клиента на сайте ПСК или в его мобильной версии – приложении «ПСК/ПЭС». Кроме того, показания можно продиктовать по телефону 8 (812) 678-96 - 66, он круглосуточно работает в режиме автоответчика. Это займет всего пару минут, и абонент получит расчет исходя из своего реального потребления электроэнергии.