Найти тему

В идеальном мире создатели дизайн-проектов должны идти рука об руку с инженерами. А в реальности все выходит наоборот

Дизайн-проект, созданный студией Артемия Лебедева
Дизайн-проект, созданный студией Артемия Лебедева
То, как станция выглядит в реальности
То, как станция выглядит в реальности

Сергей Додонов, инженер, руководитель Фабрики инженерных проектов «Симметрия», вместе с командой принимал участие в реализации пилотного проекта по оснащению столицы первыми станциями кикшеринга, прообраза современных городских самокатов, в период с 2016 по 2020 гг. Дизайн-проект станции самокатов был разработан студией Артемия Лебедева. В процессе создания станций, команде инженеров пришлось изменить большинство деталей и узлов.

Например, мало кто знает, что первые станции шеринга самокатов в Москве должны были работать от солнечной батареи. Но тогда она должна была быть размером с две автобусные остановки. Первый проект станции проката самокатов, а позже и электросамокатов в Москве был разработан студией Артемия Лебедева. По его замыслу, станция должна была работать автономно, потребляя энергию напрямую от солнечной батареи, без подключения к городской электросети, и это первое, от чего нам, инженерам-конструкторам, осуществлявшим реализацию проекта, пришлось отказаться. Электрическая энергия должна обеспечивать поддержание жизнеспособности станции, обслуживание запирающего устройства и ретранслятора. Чтобы поддерживать цикличный уровень энергопотребления одной станции кикшеринга на 12 самокатов в размере 200-250 кВт в месяц с помощью солнечной энергии, потребовалась бы батарея размером с две автобусные остановки, которую, к тому же, пришлось бы регулярно отчищать от грязи и пыли.

Всего в Москве было установлено 200 кикшеринговых станций, часть которых до сих пор можно заметить в разных районах города, а по нашим данным, ряд станций до сих пор функционирует для персонала на территории аэропорта Домодедово.

Мне это напоминает то, как создаются компьютерные игры. В них действуют персонажи с фантастическими способностями, с невероятным оружием, которого на самом деле не существует. Технически его выполнить было бы невозможно, но все это имеет право на существование в фантазиях дизайнера. Так и здесь. Была придумана яркая концепция, которая сразу же понравилась заказчикам, а когда мы, инженеры, стали разрабатывать конструкцию в рамках предложенного дизайн-проекта, то красивая картинка стала меняться на глазах. При создании массового серийного продукта это типичное явление; здесь приоритет всегда уходит в сторону функционала и себестоимости. Обычно после того, как дизайнер презентовал свой проект, приходит инженер-конструктор и говорит, так, ребята. Здесь у вас прочность нарушена, здесь вода протечет, здесь провода не пролезут. И начинается трансформация конструкции от красоты к функциональности.

Так происходит практически с любыми проектами, которые за последние несколько лет были реализованы в Москве в виде стартапов, особенно, если изначально презентуется дизайнерское решение, а не инженерное. Например, второй серьезной проблемой стала защита от воровства. Базовый проект станции вообще не предусматривал конструкции замкового узла. На картинке было просто обозначено примерное месторасположение замка или запирающего устройства. Замковый же узел и крепеж для каждой модели самоката (а парк самокатов в течение нескольких лет менялся порядка пяти раз) мы разработали с нуля и потом еще долго дорабатывали. И создание оригинальной конструкции замкового слота со шторками составил 80% себестоимости станции.

Первые узлы были сделаны достаточно просто, поэтому самокаты часто спиливали. Первое, что мы сделали, это утопили узел внутрь конструкции. Затем мы стали приваривать специальные крепежные пластины, и тогда если кто-то спиливал самокат, то делал он это уже вместе с рулем. Когда же появились первые электросамокаты, мы добавили еще и разъем, через который они заряжались. Он должен быть совмещен с замковым узлом и при этом недоступен для вандалов. Когда слотовый узел входил внутрь станции, происходило его запирание с помощью магнитного замка. В слоте были размещены специальные направляющие, которые приводили флажок замка в нужное место, где он и защелкивался. Но поскольку электромагнитный замок может находиться в открытом состоянии только доли секунды, а потом опять блокируется, мы придумали толкатель, который мгновенно выталкивал самокат из гнезда в момент разблокировки замка и так называемых, «стопоров» к нему, удерживающих замок от закрытия.

Обычная практика состоит в том, что при разработке конструктива под дизайн-проект, его стоимость увеличивается в десять, а иногда и в двадцать раз по сравнению с изначальными расчетами, а технологический процесс, если его не оптимизировать еще на стадии разработки, грозит занять годы. Основная причина удорожания часто заключается в характере материала, из которого выполнено изделие, и способах его обработки. Так, нержавеющая сталь, из которой состоит замковый узел, требует определённых технологий обработки, растянутых во времени. Чтобы удешевить конструкцию и сократить производственный процесс, мы придумали сварную, а не гаечно-винтовую конструкцию, которая была достаточно сложна с точки зрения сборки. Для понимания, время производство одного замкового узла составляет около 100 часов. А в Москве было размещено порядка 200 станций по 12 самокатов каждая. Если двигаться в такой технологии, то на их производство ушло бы четыре года. Поэтому нам пришлось менять изначально заложенный технологический цикл на другой, без ущерба качества. И эти четыре года уложить в несколько месяцев производства.

Вообще, мы, инженеры, не любим слово «вандализм». Мы называем это устойчивостью к эксплуатации. Изначально оно даже не было прописано в техническом задании. Если бы дизайнеры, разрабатывавшие проект, об этом задумались, вероятно, и та красивая картинка была бы другой. Кроме воришек, замковый узел следовало защищать от служб городской эксплуатации, бессмысленной и беспощадной. Оказалось недостаточно того, чтобы конструкция была устойчива к погодным условиям, пыли и загрязнению. Надо было еще сделать так, чтобы замок выдерживал мытье из шланга под напором, а ведь именно так моют все объекты транспортной инфраструктуры. Именно этим путем в слот попадало до 90% воды. Туда же смывалась и накопившаяся пыль с грязью. Сам замковый узел был напичкан датчиками положения, движения и так далее, и надо было предотвратить прямой доступ воды к электронике. В итоге мы выдумали сложную комбинацию механических шторок, которые закрывали этот слот после того, как из него удалялся замковый узел самоката.

В идеальном мире дизайнеры должны идти рука об руку с инженерами. А в реальной жизни все происходит наоборот. Сейчас мы в «Симметрии» заняты тем, что стараемся подружить с инженерами людей разных профессий, тех, кто приходит к нам за практической реализацией своих гениальных идей. Это касается всех – от молодых стартапов, переполненных идеями, до серьезных ученых, занимающихся биокибернетическими системами в медицине. Начинать проект с красивой картинки, не посоветовавшись с инженерами – это значит кратно увеличить себестоимость продукции и в итоге не продать его. Поднимите руку, кто из авторов идей готов к этому?..

Боксы с электроникой наглухо закрыты от мойщиков и вандалов
Боксы с электроникой наглухо закрыты от мойщиков и вандалов