Друзья, каждый месяц мы посвящаем отдельную статью одному из старинных дворянских имений. В сентябре наш выбор пал на московскую усадьбу с парком, принадлежавшую в течение 250 лет роду Стрешневых.
Род возвысился после брака Евдокии Стрешневой с царём Михаилом Фёдоровичем, их сын, Алексей Михайлович, стал вторым русским царем из династии Романовых. Название усадьбы соединило в себе фамилию её многолетних владельцев - Стрешневых - и старое наименование села – Покровское.
В средние века на месте нынешнего Покровского находилась деревня Подъёлки — то есть поселение было основано “под ёлками”, в еловом лесу. За несколько веков деревня сменила несколько хозяев, опустела и возродилась вновь. К 1629 году здесь была построена каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, после чего село на картах стало обозначаться как Покровское.
В 1664 году владельцем земель становится Родион Матвеевич Стрешнев, который был одним из воспитателей Петра I. При первом владельце в селе появился боярский двор, хозяйственные службы и рыбный пруд на реке Чернушка. При его внуке, генерал-аншефе Петре Ивановиче, усадьба становится истинным дворянским гнездом. Покровская церковь была перестроена в стиле барокко, также к ней пристроили трапезную. В 1766 году был возведен каменный господский дом в стиле елизаветинского барокко с анфиладой 10 парадных комнат. Тогда же начала складываться портретная галерея, повествующая о заслугах рода Стрешневых, - одна из немногих сохранившихся усадебных портретных коллекций сейчас хранится в фондах Исторического музея.
Единственная дочь Петра Ивановича, Елизавета, вышла замуж за генерал-аншефа екатерининского времени Федора Ивановича Глебова и род начал именоваться Глебовыми-Стрешневыми. Неподалеку от усадьбы, на берегу реки Химки, Глебов выстроил в подарок жене изящный двухэтажный ванный домик, названный «Елизаветино». Рядом с ванным домиком находился зверинец с оленями, баранами, козами и редкими птицами. Строение было разрушено в годы ВОВ.
В 1803-06 гг. вместо старого дома был построен новый трёхэтажный, в стиле ампир, с наборными полами в Белом зале и Голубой гостиной (помпейской), мебельными гарнитурами, убранством в стилях разных времён. Существует версия, что автором проекта был Николай Львов. К дому примыкал сад с прудами, появилось шесть оранжерей.
После смерти Елизаветы Петровны в 1838 году имение перешло ее внуку, полковнику Фёдору Петровичу Глебову-Стрешневу, а потом его племяннице Евгении Федоровне Бреверн, вышедшей замуж за князя М.В. Шаховского. Из-за пресечения мужской линии Глебовых-Стрешневых она получила тройную фамилию Шаховская-Глебова-Стрешнева. Евгения Фёдоровна, оказавшаяся последней владелицей усадьбы, задумала превратить родовую усадьбу в своеобразный средневековый замок, при ней имение пережило новый расцвет.
В усадьбе развернулось масштабное строительство с привлечением многих известных архитекторов. В 1880-х с торцевых сторон господского дома пристроили флигеля в виде стилизованных замковых башенок. В 1889—1890 годах по проекту архитектора Ф. Н. Кольбе и А. П. Попова вокруг усадьбы была возведена мощная каменная ограда с башнями из красного кирпича в русском стиле и кованые боковые ворота, обращенные в парк, работы мастера Е.Кнота.
Перед новым фасадом, обращённым к воротам, был установлен обелиск. В своё время он венчался фигуркой собаки, которая повторяла деталь герба Стрешневых — собаку, стоящую на задних лапах в знак преданности. В этом обелиске просматривается подражание деталям кремлёвского убранства, в частности обелиску в Александровском саду Кремля.
В 1910-е гг. в регулярной части парка со стороны садового фасада были установлены мраморные скульптуры, заказанные у мастера Антонио Биболотти, на античные сюжеты. Партер обрамляли бюсты римских императоров и скульптуры мыслителей Демосфена и Софокла. В глубине парка были представлены такие сюжеты, как «Дискобол», «Аполлон», «Венера» и мн. др., четыре гермы «Времена года» (всего 10 бюстов и около 20 скульптур в полный рост).
Над старой частью дома были надстроены дощатые завершения, включая четырёхбашенную «корону», превратившие её в подобие средневекового замка, а также деревянная вышка с северного торца дома. Тогда же был заново оформлен вестибюль, установлена ныне существующая мраморная лестница и скульптуры фавнов.
Покровское было очень популярным дачным местом. В 1901 г. перед усадьбой была открыта железнодорожная платформа Рижской железной дороги, а в 1908 построено каменное станционное здание по оригинальному проекту архитектора Бржозовского.
В разгар сезона живописный парк с красивыми постройками привлекал толпы дачников и горожан. Тогда княгиня разделила усадьбу на зоны забором с колючей проволокой: окрестности дома с регулярным парком и оранжереями и дорожки в Елизаветино предназначались для личного пользования семьи и специально приглашённых гостей. Во внешние участки парка можно было попасть только купив билет, вход охраняли сторожа. Из-за такого решения многие недолюбливали Шаховскую. Но как бы современники ни относились к тому, как хозяйка распорядилась усадьбой, княгиня сыграла большую роль в сохранении большого парка и окружающей природы.
После революции усадьба была реквизирована и превращена в санаторий ЦК. В 1919 году в главном доме открыли музей, в котором была воссоздана обстановка прежней барской усадьбы. В начале 1930‑х годов он оказался закрыт, многие из его экспонатов пропали и были проданы за границу. В 1980-е годы были проведены реставрационные работы, в результате которых главному дому был возвращён первоначальный вид начала XIX века. Весной 1992 года во дворце произошел серьёзный пожар, дом пытались восстановить, но в итоге с 90- х годов дворец фактически был заброшен и ветшал.
Эксперты считают, что здание усадьбы очень ценно и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения истории, потому что в нем сохранились слои разных эпох, оно показывает развитие архитектуры в России в исторической динамике.
Замечательная новость заключается в том, что в этом году в усадьбе начинается масштабная реставрация. Сейчас восстанавливают фасад и кровлю господского дома, возродят и регулярный парк – по чертежам и заметкам, которые делала княгиня Шаховская.
Выпускницы Британской школы дизайна Елена Медведникова и Анастасия Терехова предложили свой вариант проекта реставрации "Метаморфоза". Дизайнерский тандем предлагает превратить усадьбу Покровское-Стрешнево в отель с интересной концепцией. Посмотреть проект можно здесь.
Ну а мы очень рады тому, что наш город восстанавливает этот памятник архитектуры и желаем такой же судьбы всем заброшенным усадьбам в России.
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
#armos #история #архитектура #москва #усадьба