В эпоху развитой и диверсифицированной экономики, монетизации отношения и господства материального над духовным, такой вопрос напрашивается сразу после того, как ребенок осваивает азы счета и начинает понимать, что любую вещь нельзя получить просто так, ее надо купить.
Часто слышу от родителей, что, именно для усвоения товарно-денежных принципов, детей приучают к зарабатываю с ранних лет. Хорошие оценки, помощь по дому, занятия с младшими членами семьи - все монетизируется и ребенок получает заслуженную оплату. Возможно, он и поймет, что любой труд стоит денег, хотя это все он может осознать и позже, но, в таком случае, он не получает другого важного знания, что в семье каждый из ее членов делает что-то нудное и полезное для всех остальных. Ото всех по возможностям, естественно не надо сравнивать вклад ребенка и вклад взрослого, и в семье порядок. Очень грустно, если ребенок в свои 6-9 лет не научится помогать просто так, потому что это приятно сделать что-то хорошее для близкого человека, для соседки, учителя., для своего питомца. Учиться зарабатывать деньги он будет всю жизнь, а научиться эмпатии, доброму отношению к окружающим, не получив это в детстве, с годами будет сложно.
Не так давно столкнулась с такой историей - один мой знакомый первоклассник, помогал соседке выносить мусор. В доме шел капремонт и пожилая женщина с трудом могла выходила на улицу к мусорным ящикам. Мама обрадовалась - для сына это прекрасная возможность научиться зарабатывать и договорилась с пожилой соседкой, что она сама будет оплачивать «работу сына». В итоге старушка за каждое вынесенное ведро отдавала мальчику 50 рублей, которые ей тайком передавала его мать. А потом соседка оказалась, не захотела участвовать в этой истории. И я ее понимаю, что-то человеческое ушло из отношений людей, которые жили на одной лестничной клетке… Бабушке реально была нужна помощь и мальчик, ее близкий сосед, мог бы легко помогать, и радоваться тому, что он уже сильный и ответственный.
Прагматичный подход к учебе не даст самого главного - интереса к самой учебе, желания развиваться и удовольствия от полученных результатов. Ребенок будет искать варианты, как сделать задание так, чтобы получить высокую оценку, а не как его сделать, чтобы было интересно самому и одноклассникам. Ведь для любого взрослого понятно, что за 1 оценкой может стоять просто наскоро сделанная работа, а может быть полет мысли, поиск, желание разобраться и т.д. За вечер в рамках домашней работы можно настрогать 5 пятерок - лишь бы сделать ради денежного вознаграждения, а можно провалиться в изучение одной темы, открыть для себя много нового и увлекательного и даже не получить вожделенную 5, потому что на оформление уже не останется времени. Продолжение далее...
В эпоху диверсифицированной экономики, монетизации отношения и господства материального над духовным, такой вопрос напрашивается сразу после того, как ребенок осваивает азы счета и начинает осозновать, что любую вещь нельзя получить просто так, ее надо купить.
Часто слышу от родителей, что, именно для усвоения товарно-денежных принципов, детей приучают к зарабатываю с ранних лет. Хорошие оценки, помощь по дому, занятия с младшими членами семьи - все монетизируется и, в случае верного исполнения задачи, ребенок получает заслуженную награду. Возможно он и поймет, что любой труд стоит денег, хотя это все он может осознать позже, но в столь юном возрасте он не получает другого важного знания, что в семье каждый из ее членов делает что-то нужное и полезное для всех остальных, что родителям надо помогать просто так, чтобы им было легче, что младшим братьям и сестрам тоже надо помогать - они ведь так ждут, когда старшие уделят им внимание, что внимание очень ждут пожилые родственники, которые в силу своих возможностей участвуют в жизни семьи, а вот обратную связь не всегда получают - к сожалению мамы и папы так заняты на работе и дома, что на внимание к старшему поколению времени ни всегда хватает достаточно. Участвуя в жизни семьи не за деньги, а просто потому, что это семья, ребенок осознает основы любви, дружбы, взаимовыручки, понимает, что порядок в семье возможен, если будет вклад ото всех ее членов. Конечно, все по возможностям, не надо сравнивать вклад ребенка и вклад взрослого, но тем не менее помощь каждого значима и ощутима.
Очень грустно, если ребенок в свои 6-9 лет не научится помогать просто так, потому что это приятно сделать что-то хорошее для близкого человека, для соседки, учителя. Учиться зарабатывать деньги он будет всю жизнь, а научиться эмпатии, доброму отношению к окружающим, не получив это в детстве, с годами будет сложно, а подчас и невозможно - слишком вбиваются с детства формат "ты мне, я - тебе"..
Прагматичный подход к учебе не даст самого главного на этом этапе - интереса к самой учебе. Ведь именно интерес должен лежать в основе познавательной деятельности, а не желание заработать. Желание достичь новых успехов, ощущение радости от того. что получается - именно эти моменты должны лежать в основе учебной деятельности. Если выплачивать "зарплату" за хорошие оценки, ребенок будет искать варианты, как сделать задание так, чтобы получить высокий балл, а не как его сделать, чтобы было интересно самому и одноклассникам. Ведь для любого взрослого понятно, что за 1 оценкой может стоять просто наскоро сделанная работа, а может быть полет мысли, фантазии, желание разобраться и т.д.... Продолжение во 2ой части