Найти тему
Елена Тарасенко

200-летие науки о Египте

Выставка «ЕГИПТОЛОГИЯ В РОССИИ К 200-ЛЕТИЮ РОЖДЕНИЯ НАУКИ О ЕГИПТЕ» открылась 8 сентября в выставочном пространстве Входной зоны Государственного музея истории религии на Почтамтской ул., 14

Съёмка репортажа с выставки
Съёмка репортажа с выставки

Посвященная российской египтологической школе экспозиция знакомит с основными трудами отечественных исследователей и средствами популяризации памятников египетской культуры.
Выставка приурочена к 200-летию расшифровки иероглифических текстов Розеттского камня французским востоковедом Жан-Франсуа Шампальоном (1790 – 1832). 14 сентября 1822 года вошел в мировую науку как день рождения египтологии, а Шампальона стали называть основателем египтологии. Розеттский камень был найден в Египте французскими учёными, которых Наполеон взял с собой в Египетский поход. Поход для французов закончился провалом с военной точки зрения, зато наука приобрела бесценные сведения и артефакты. Теперь камень с расшифрованной надписью, хранящийся за бронированным стеклом в Британском музее, стал таким же обязательным объектом посещения в Лондоне, как Мона Лиза, Ника Самофракийская и Венера Милосская в Лувре.

Розеттский камень в Британском музее. В защитном стекле отражаются все. кто пришёл на него взглянуть
Розеттский камень в Британском музее. В защитном стекле отражаются все. кто пришёл на него взглянуть

Расшифровка надписи дала мощный толчок интересу к древнему Египту. В моду вошло всё египетское. Египетские мотивы стали неотъемлемой частью господствовавшего в конце XVIII- начале XIX века стиля ампир. Именно тогда в Петербурге был построен Египетский мост и появились сфинксы на набережной Невы. Следующая волна египтизирующего стиля и моды на египетские мотивы прокатилась по миру после открытия в 1922 г. английским археологом Г. Картером гробницы Тутанхамона. А мы до недавнего времени любили отдыхать в тёплых морях и могли видеть Луксор, Карнакский храм, пирамиды и слушать завывания знаменитого колосса не только в кино.

У Розеттского камня в Британском музее 21 июня 2012 слушаю вещание аудиогида
У Розеттского камня в Британском музее 21 июня 2012 слушаю вещание аудиогида

Практически сразу после расшифровки египетского письма российские ученые активно включаются в процесс собирания и исследования египетских памятников. В это время формируются основные музейные коллекции, издаются египетские тексты, исследуются предметы материальной культуры. Первым в России стал заниматься египтологией В.С. Голенищев (1856 – 1947), с юношеских лет увлекавшийся Древним Египтом, он собрал обширную коллекцию артефактов, исследовал и каталогизировал древнеегипетские памятники, хранящиеся в Эрмитаже. Изучая один из папирусов, написанный почти 4 тысячи лет назад, чтобы его развернуть пришлось распаривать и распрямлять под прессом, Голенищев сумел прочитать и опубликовать перевод двух литературных произведений: «Поучение Мерикара» и «Пророчество Неферти», в котором учёный жрец богини Изиды Неферти предрекает нашествие на Египет с Востока и другие напасти.

Фото В.С.Голенищева и муляжи египетских артефактов в витрине выставки
Фото В.С.Голенищева и муляжи египетских артефактов в витрине выставки

Начало преподавания египтологических дисциплин в российских университетах, а, следовательно, становление российской египтологии как отдельной научной области, связано с именами О.Э. Лемма и Б.А. Тураева. В разное время проблемами египетской письменности, религии, искусства, хозяйственных отношений занимались известные российские ученые: В.В. Струве, Н.Д. Флиттнер, Ю.Я. Перепелкин, И.Г. Лившиц, М.А. Коростовцев, Н.С. Петровский, М.Э. Матье, И.Г.Франк-Каменецкий и др.
Особый акцент на выставке сделан на программе популяризации памятников Древнего Египта. В 1919 году по инициативе И.С. Золотаревского в Петрограде была создана художественно-репродукционная мастерская для изготовления репродукций и муляжей египетских артефактов для открывавшихся по всей стране музеев, призванных пропагандировать научное знание истории взамен суеверий и невежественных предрассудков. Созданные в этой мастерской муляжи египетских фигурок божеств, каноп (канопа - сосуд, используемый для хранения внутренностей, извлеченных при мумификации), фототипий были приобретены для созданного в 1933-м году Музея истории религии, часть их выставлена в витринах выставки.

Фототипии и научные труды в витрине выставки
Фототипии и научные труды в витрине выставки

Выставка во входной зоне музея доступна для свободного просмотра до 30 ноября 2022 года

Все фото в альбоме https://vk.com/album-25385197_285375153