По воспоминаниям Николая Мудрогеля, первого хранителя Третьяковской галереи, которому довелось поработать под началом самого ее основателя, Третьяков опасался просить что-либо поправить в картинах Илью Репина. Тому виной был один случай, который произошел именно на глазах Мудрогеля, подробно описанный им в его книге "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".
Началась эта история с появлением в галерее хорошо известной картины мастера "Не ждали". В то время нашлось немало критиков, которые упрекали Репина в том, что лицо бывшего ссыльного не гармонирует с лицами остальных членов семейства. Так ли это - уже сложно судить, потому как то, что мы видим сейчас в Третьяковской галерее - это как раз таки результат последней переделки лица вернувшегося революционера, совершенной автором в 1888 году.
Но в архивах галереи сохранилась фотография первоначального варианта картины, того самого, который так не нравился ни критикам, ни самому автору. Там ссыльный выглядит "смелым и решительным", в отличие от сломленного и неуверенного человека, которого мы видим теперь.
Итак, художник договорился с Третьяковым о том, что переделает лицо главного героя картины. Всё бы ничего, но Репин, как человек широкого размаха, на этом останавливаться не стал. Он подошел к не менее известной своей картине "Иван Грозный и сын его Иван" и сказал:
– Вот я немного трону краской голову самого Ивана Грозного.
И действительно, "тронул", да так, что голова в тоне значительно изменилась.
Затем он подошел к следующей своей работе - "Крестный ход в Курской губернии" и со словами "Здесь я прибавлю пыли. Тысячная толпа идет, пыль поднимается облаком... А пыли недостаточно" как следует "запылил" весь задний план картины.
Сделав все эти правки, Репин уезжает в Петербург, а вернувшийся Третьяков был возмущен тем, что художник решил поправить то, чего его не просили, приводя аргументы, что это "не мои картины, это всенародное достояние, и вы не имели права прикасаться к ним, хоть вы и автор".
Репин пытался отшутиться от него, но с тех пор Третьяков всячески избегал просить что-либо доделать в картинах мастера. Позднее, когда меценат приобрел портрет Льва Толстого кисти Репина, ему показалось, что у писателя слишком уж красное лицо "будто он из бани".
После долгих сомнений Третьяков решается исправить этот недочет сам: приказывает принести ему краски, "берет самую маленькую кисточку и начинает убавлять красноту на портрете Толстого. Румянец на лбу был залессирован. Так портрет и остался, поправленный Третьяковым".
Любопытно, что сам Третьяков все же решился тронуть "народное достояние" по его же собственному определению, а Репина за это упрекал. Спасибо, что дочитали, надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#история #живопись #картины #ильярепин #искусство #третьяковка #культура #искусствоведение #русскаяживопись