Найти тему
История живописи

Какую картину Репина правил сам Третьяков, и почему он не доверил это самому мастеру?

По воспоминаниям Николая Мудрогеля, первого хранителя Третьяковской галереи, которому довелось поработать под началом самого ее основателя, Третьяков опасался просить что-либо поправить в картинах Илью Репина. Тому виной был один случай, который произошел именно на глазах Мудрогеля, подробно описанный им в его книге "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".

"Н.А. Мудрогель в позе П.М. Третьякова в залах галереи", И.Е. Репин, 1904. Третьяковская галерея, Москва. Тремя годами до написания этой небольшой картины, Репин выполнил посмертный портрет Третьякова, стоящего в той же позе.
"Н.А. Мудрогель в позе П.М. Третьякова в залах галереи", И.Е. Репин, 1904. Третьяковская галерея, Москва. Тремя годами до написания этой небольшой картины, Репин выполнил посмертный портрет Третьякова, стоящего в той же позе.

Началась эта история с появлением в галерее хорошо известной картины мастера "Не ждали". В то время нашлось немало критиков, которые упрекали Репина в том, что лицо бывшего ссыльного не гармонирует с лицами остальных членов семейства. Так ли это - уже сложно судить, потому как то, что мы видим сейчас в Третьяковской галерее - это как раз таки результат последней переделки лица вернувшегося революционера, совершенной автором в 1888 году.

"Не ждали", И.Е. Репин, 1884-1888. Третьяковская галерея, Москва.
"Не ждали", И.Е. Репин, 1884-1888. Третьяковская галерея, Москва.

Но в архивах галереи сохранилась фотография первоначального варианта картины, того самого, который так не нравился ни критикам, ни самому автору. Там ссыльный выглядит "смелым и решительным", в отличие от сломленного и неуверенного человека, которого мы видим теперь.

Итак, художник договорился с Третьяковым о том, что переделает лицо главного героя картины. Всё бы ничего, но Репин, как человек широкого размаха, на этом останавливаться не стал. Он подошел к не менее известной своей картине "Иван Грозный и сын его Иван" и сказал:

– Вот я немного трону краской голову самого Ивана Грозного.
И действительно, "тронул", да так, что голова в тоне значительно изменилась.
"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", И.Е. Репин, 1883-1885. Третьяковская галерея, Москва. Одна из самых ярких работ, послуживших мифологизации Ивана IV.
"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", И.Е. Репин, 1883-1885. Третьяковская галерея, Москва. Одна из самых ярких работ, послуживших мифологизации Ивана IV.

Затем он подошел к следующей своей работе - "Крестный ход в Курской губернии" и со словами "Здесь я прибавлю пыли. Тысячная толпа идет, пыль поднимается облаком... А пыли недостаточно" как следует "запылил" весь задний план картины.

"Крестный ход в Курской губернии", И.Е. Репин, 1881-1883. Третьяковская галерея, Москва.
"Крестный ход в Курской губернии", И.Е. Репин, 1881-1883. Третьяковская галерея, Москва.

Сделав все эти правки, Репин уезжает в Петербург, а вернувшийся Третьяков был возмущен тем, что художник решил поправить то, чего его не просили, приводя аргументы, что это "не мои картины, это всенародное достояние, и вы не имели права прикасаться к ним, хоть вы и автор".

Репин пытался отшутиться от него, но с тех пор Третьяков всячески избегал просить что-либо доделать в картинах мастера. Позднее, когда меценат приобрел портрет Льва Толстого кисти Репина, ему показалось, что у писателя слишком уж красное лицо "будто он из бани".

Портрет писателя Л.Н. Толстого, И.Е. Репин, 1887. Третьяковская галерея, Москва.
Портрет писателя Л.Н. Толстого, И.Е. Репин, 1887. Третьяковская галерея, Москва.

После долгих сомнений Третьяков решается исправить этот недочет сам: приказывает принести ему краски, "берет самую маленькую кисточку и начинает убавлять красноту на порт­рете Толстого. Румянец на лбу был залессирован. Так портрет и остался, поправленный Третьяковым".

Любопытно, что сам Третьяков все же решился тронуть "народное достояние" по его же собственному определению, а Репина за это упрекал. Спасибо, что дочитали, надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #картины #ильярепин #искусство #третьяковка #культура #искусствоведение #русскаяживопись