Найти в Дзене
История таблетки

Болезни пыльных бурь. Про силикозы и прочие асбестозы.

Это автор специально фантастическую нетленку в названии использовал, чтобы кликбейт, замануха и мильон дочиток. Знаем мы ваши дешёвые научпоперские приёмчики, скоро начнёт и котиков выкладывать, вперемежку с обнажёнкой. Но это потом, сегодня обнажёнка только лёгочная, вызванная враждебной неорганикой.

Так уж выходит, что в нашу дыхательную систему, помимо живых агрессоров (бактерий, грибов и полувеществ-посуществ - вирусов) с ежедневными декалитрами воздуха проникает и всякая минеральная дрянь. Мелкая, мельчайшая и даже совсем микроскопическая. Да и не только минеральная – растения и животные тоже, бывает, пылят. Про людей молчу – от некоторых вообще спасу нет.

Если дома сидишь, то с диванно-ковровой пылюкой лёгкие худо-бедно справятся. Есть у нас механизмы самоочистки респираторного тракта – мукоцилиарный клиренс (реснички эпителия бронхов движутся и выталкивают гадость наружу), кашель, чихание. Любому умному пылесосу фору дадим. Но у всякой защиты есть предел – вопрос времени воздействия, его интенсивности и качественного состава вредных частиц. И от нас, самих, конечно, зависит, как мы собственные лёгкие бережём.

Да что тут страшного в этой вашей пыли? Она же не ядовитая, подумаешь, из песка и всяких опилок. Отряхнулся, прокашлялся, проморгался и вперёд – на танцы. Не было бы страшно, не придумали бы целую группу болезней – пневмокониозов (conia – пыль). Причём, болячек там прилично, в зависимости от природы частиц, их размеров и вредности.

-2

Чуть позже разберёмся с самими «отпетыми», а пока поговорим о механизме повреждения лёгких при таких недугах. Он более-менее одинаков, но возьмём для примера самый распространённый вид пыли – из диоксида кремния, кварца.

Вещество на нашей богом забытой планетке крайне распространённое, но в химическом плане – инертное. На первый взгляд, безвредное. Тогда откуда «вылезает» такая болезнь, как силикоз? Silicon – это кремний, а silicone – сами знаете. Кстати, известная долина в честь первого названа (кремниевые полупроводники делали), силиконовая – это наши талантливые переводчики постарались.

-3

Итак, попала нам в лёгкие такая неприятная взвесь. Чем пылевая частица меньше, тем глубже проникает. Самые опасные в этом плане имеют размеры от 0,5 до 5 нм. Бронхи и альвеолы – не рука и даже не нога, под кран не засунешь и тряпочкой не протрёшь. Однако, от разового загрязнения очистятся без труда.

А если изо дня в день, да в запредельных количествах? Начинает эта пыль накапливаться на слизистой бронхов – никакой кашель не поможет, даже утренний, «курильщиковый».

Организм такое безобразие, конечно, терпеть не станет. Просыпаются «стражи» нашей дыхательной системы – клетки-макрофаги. Они от чего так называются? Макро – это большой, фагос – жру, если по простому, по древнегречески. То есть, макрофаг и создан для поглощения чужеродных элементов крупных (относительно его, понятно) размеров. С последующим перевариванием, на пользу себе и организму. Вот только такая кварцевая закуска клетке не по зубам, чай, не вкусная и питательная бацилла. Макрофаг после такой «трапезы» гибнет, выбрасывает протеолитические (переваривающие белки) ферменты, чем и вызывает вокруг себя, безвременно ушедшего, воспаление. Его результат – разрастание особых мезенхимальных клеток, новых сосудов, а затем, и рост фибробластов – клеток, ответственных за образование соединительной ткани.

Пятнышки справа (от вас слева) видите? Это не от пальцев рентгенолога.
Пятнышки справа (от вас слева) видите? Это не от пальцев рентгенолога.

Так и формируются силикотические узелки в лёгочной ткани, вначале мелкие, 1-1, 5 мм, а затем и целые узлы – до сантиметра в диаметре! Это на данный момент самая популярная – иммуннологическая теория возникновения силикоза. Другие, более старые и «прямолинейные» (механическое повреждение клеток, химическое действие кремниевой кислоты) отошли на второй план.

Кто в группе риска этого самого распространённого пневмокониоза? Работники, постоянно, на протяжении многих лет, контактирующие с кварцевой взвесью. Везде, где камень превращается в песок и пыль, а рядом работают люди. Десятка два-три профессий, о которых автор только понаслышке знает – от пескоструйщиков до абразивщиков. Хотя подозревает, что народ, там - массово курящий. То есть бронхи и так хронически воспалены и сужены, что только способствует.

-5

Конечно, средства защиты у них имеются, иначе бы процесс запускался не годами, а гораздо быстрее и в более тяжёлой форме. Но любой фильтр имеет свою пропускную способность – не из целлофана делают. А изолирующие скафандры даже начальству не положены.

У шахтёров и работников угольной промышленности другая напасть из этой серии – антракоз. Антрацит, помните? Уголь по древнегречески. В группе риска не только добывающие этот ценный ресурс, но и его сжигающие. Сажа – тот же уголь, только летает лучше и по составу злее – мельче и с канцерогенным действием. Так что, суровые кочегары и такие же проводницы РЖД – вы там с печками поаккуратнее. Зря я последних тронул – придётся теперь автобусами по стране перемещаться.

У горняков антракоз в 12% случаев, у отработавших пару десятков лет – у половины. Одна из причин, почему зарплаты в этой отрасли были в советские времена атомные (как сейчас – не знаю, но вряд ли копеечные), и профосмотры с санаториями. Сейчас пенсия – в 50 лет (45 у женщин, есть и такие), и никакие повышения возраста этой профессии не коснулись. Не тот случай.

Это испанская, с гримом и в белой футболке.
Это испанская, с гримом и в белой футболке.

Этот карбокониоз (карбон – углерод, если кто запамятовал) может и с предыдущим сочетаться, с чего бы это угольку с кварцем не дружить? Антракосиликоз такая комбинированная болячка называется.

Но вернёмся в «кремниевую долину», кроме оксида есть у этого элемента и ряд других крайне популярных в народном хозяйстве соединений – силикатов. Цемент, асбест и прочая штукатурка. Добавляем к таким материалам -оз, вот вам и разновидности силикатоза. Почти все из них считаются менее фибриногенными, то есть соединительная ткань не так активно в лёгких разрастается.

Почему почти? Потому что асбестоз считается наиболее опасным из пневмокониозов, особенно вызванный амфиболовыми асбестами (их целых пять видов). Частицы этого волокнистого материала сами по себе канцерогенны и цитотоксичны, проникают через клеточную стенку в лимфу, поражая не только лёгкие, но и плевру. Причём, достаточно быстро - уже через 2-3 года после начала «трудовой карьеры».

А это уже ближе к концу.
А это уже ближе к концу.

Поэтому в отношении этих материалов (а счёт их в мире идёт на миллионы тонн, от стеновых панелей до синтетической пряжи) и санитарные правила очень строгие. На правильных предприятиях, конечно, не экономящих на здоровье своих сотрудников.

Предельно допустимая концентрация – 1 фиброволокно в кубическом сантиметре воздуха (в США, кстати, нормы гораздо жёстче – 0,1).

Бывает пыль и металлическая, в промышленную эпоху живём. Добываем руды, плавим металл, варим всякое. Оно испаряется или мелкой «трухой» в воздух попадает, а оттуда – в лёгкие. Зачастую такой «коктейль» комплексный и горячий, как при сварочных работах? Самое частый металлический гость в лёгких – железо (сидерозы), следом - алюминий (алюминозы). Затем более экзотические марганец, барий и бериллий. Чем такие металлокониозы неприятны? Металлическая пыль для нас более агрессивна, и в химические реакции вступает с нашими тканями, и аллергический компонент имеет.

-8

Хотя лидеры по аллергии, конечно, пыли растительного происхождения. Автор – из «льняных краёв», бывал на таких производствах. Сушильные и другие чесальные цеха санаторием пульмонологического профиля не назовёшь. Товарищи с мест говорят, это ты ещё с хлопком не встречался – та ещё зараза для лёгких. Оно, и слава богу. Органическая пыль, в отличие от минеральной, является сильным ингаляционным аллергеном. Поэтому вызывает не узелковый процесс, а специфический пневмонит с бронхиолитом.

-9

Одним словом, куда ни кинь – везде клин. Но без всего этого никуда, работают люди, дают стране и ткани, и уголёк, строят дома, прокладывают трубы и дороги. Профессиональные болезни у каждого есть, даже в тёплом офисе с кофемашиной и уютным креслицем. Читайте правила и инструкции, не дураками писанные. И не для галочки, а чтобы их грамотно применять. И остановитесь вовремя – всех денег не заработать, особенно, собственным здоровьем.

Прекратить контакт с агрессивным агентом – самый первый и самый верный способ остановить такую болячку, а то и запустить процесс вспять. Есть такое течение – регрессирующее. Чем раньше с неприятной пылью расстанетесь – тем больше шансов повернуть болезнь в обратную сторону. Пока не прицепилась туберкулёзная палочка, которая «запыленные» лёгкие очень даже любит. И запущенный на всю катушку аутоиммунный процесс не привёл к астме и даже артриту.

Лекарств, способных всё это накопленное в лёгких «добро», растворить и вывести – просто не придумали. И вряд ли это сделают в ближайшие сто лет. Как и выращивать новые лёгкие.

Орган этот у нас уникальный, крайне важный и ранимый. Вот так, с чего «лёгочный цикл» начинали, тем и заканчиваем. Пора переходить к следующему, уже через пару дней.

Будьте здоровы!

***

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!

Приобрести книгу «Жить – хочется!» можно тут.