На вооружении армии США стоит много старинной техники. Удивительно, но часть ее до сих пор отправляют в зоны конфликтов.
Линкор USS New Jersey находился на линии огня в Южном Вьетнаме в течение 120 дней. Он участвовал в операции ВМС США "Морской дракон", направленной на срыв морских поставок Северного Вьетнама, обстрел береговых батарей и радиолокационных станций. Нью-Джерси смог освободить тактические военно-воздушные силы США от миссий вблизи побережья. Но зачем американцы взяли это старье на войну?
Раритет на службе у штатов
Когда война во Вьетнаме достигла своего апогея, ВМС США приготовились вновь ввести в строй один из самых мощных кораблей, когда-либо служивших на флоте. USS New Jersey, линкор класса "Айова", был вновь задействован для обеспечения огневой поддержки американских и союзных войск, сражающихся в Южном Вьетнаме. За время своего дежурства боевой корабль выпустил почти двадцать тысяч снарядов, бомбардируя силы противника.
USS New Jersey был вторым когда-либо построенным линкором класса "Айова" и третьим из последних когда-либо построенных линкоров ВМС США. Нью-Джерси был частью довоенной программы перевооружения ВМС, когда Соединенные Штаты начали наращивать свои силы в ответ на войну как в Европе, так и в Тихом океане. Строительство началось на военно-морской верфи в Филадельфии 16 сентября 1940 года, и корабль был спущен на воду ровно через год после Перл-Харбора, 7 декабря 1942 года. Он был окончательно введен в состав ВМС США 23 мая 1943 года.
"Нью-Джерси" был построен по тем же спецификациям, что и три его корабля-побратима: "Айова", "Миссури" и "Висконсин" (были заказаны еще два корабля, "Иллинойс" и "Кентукки", но они так и не были достроены). Каждый линкор имел длину 262 метра, весил 57 350 тонн, полностью загруженный боеприпасами и топливом, и приводился в действие четырьмя паровыми турбинами General Electric, что обеспечивало им максимальную скорость 33 узла. Линкоры были вооружены девятью шестнадцатидюймовыми орудиями, двадцатипятидюймовыми орудиями двойного назначения, восемьюдесятью 40-миллиметровыми зенитными орудиями и сорока девятью 20-миллиметровыми зенитными орудиями.
Линкоры класса "Айова" изначально проектировались так, чтобы конкурировать с другими линкорами, включая такие корабли стран Оси, как немецкий "Бисмарк" и японские суперлинкоры "Ямато" и "Мусаси". Однако меняющийся характер ведения боевых действий заставил линкоры обеспечивать огневую поддержку флота при высадке армии и морской пехоты в Тихом океане и обеспечивать противовоздушное сопровождение авианосцев. Все четыре корабля недолго участвовали в Корейской войне, а "Айова", "Нью-Джерси" и "Висконсин" были вновь задействованы для обеспечения огневой поддержки с моря. Корейская война закончилась в 1953 году, и Нью-Джерси снова был выведен из эксплуатации в 1957 году.
В 1968 году Нью-Джерси решили использовать для еще одной войны. "Нью-Джерси" был вновь введен в строй 6 апреля 1968 года на военно-морской верфи в Филадельфии, где он был построен четверть века назад. Линкор имел лишь скромный набор модификаций: были сняты его 40-миллиметровые орудия и добавлена вертолетная площадка. Корабль также был оснащен SHORTSTOP, совершенно новой комбинированной пусковой установкой для постановки помех, предназначенной для защиты корабля от противокорабельных ракет с радиолокационным наведением.
ВМС США, обеспокоенные потерями самолетов в воздушной кампании против Северного Вьетнама, рассматривали линкор как малоопасный способ бомбардировки прибрежных целей без потери самолетов и пилотов. У Северного Вьетнама, кроме тактической авиации и торпедных катеров, мало что могло повредить линкору, припаркованному у береговой линии. Линкор мог оказывать огневую поддержку днем и ночью, в дождь и в солнечную погоду, когда это было необходимо американцам.