И всё-таки о "Театре".
Пишу эту маленькую заметку по просьбе друзей . И книжка и фильм заслуживают того , чтобы к ним возвращаться !
И кое-что там есть, что не бросается в глаза сразу.
Основное действие происходит, когда Джулии слегка за сорок и она лучшая артистка.
Уроки лицедейства она получила с детства от родственницы. В театре вышла замуж за коллегу - красивого , но холодного Майкла.
Он воевал, а она его разлюбила.
Настойчиво добивающегося её бухгалтера - Тома , Джулия, неожиданно для себя, поощрила самым своим сокровенным, придя к нему домой ...а потом поняла, что влюбилась. По-настоящему ! Она с удовольствием напевала бы популярную песенку "Бухгалтер, милый мой, бухгалтер ..." , но Алёна Апина "выстрелила " с этой почти классической композицией гораздо позже...мир не знал ещё этого содержательного хита .
Был Чарлз - её бессменный и преданный поклонник, но он так долго ждал благосклонности Джулии, что когда она привела его в собственную спальню , и готова была допустить в "святая святых" , бедный Чарли даже ухом не повёл, глазом не моргнул ...и как говорят скульпторы - ничего не шевельнулось . Он так долго ожидал этой сакральной минуты , что за прошедшие годы просто позабыл о необходимых действиях и их очевидном смысле.
Но это было ударом и для самой артистки . Она встала на грань публичного порока , почти по примеру героини Тамары Сёминой из фильма "Воскресенье", которая с грустью сообщила : "Уличная я...".
Но не будем отвлекаться, в конце концов, Джулия решила проверить на улице свою привлекательность ...и это был провал. Но главное - Сцена !!! Актриса снова интригует , снова выходит победительницей из невероятно сложных ситуаций, уничтожает морально врагов и завистников ...играет в театре. Её ждёт триумф . И триумф состоялся ! Она снова королева сцены ! Все её мужчины и прочие поклонники у её ног . Море цветов. Она счастлива !
И тут надо вспомнить одну из ключевых сцен , обнажающих суть Джулии Ламберт . Она играет в жизни ! Она не бывает самой собой, не знает сама кто она и что она в быту. Это дал ей понять сын - он не знает, какова на самом деле его мать, она играет всегда и везде, она — это её роли. Он иногда боится заглянуть в комнату, куда она только что вошла - а там ли ли она ? Вдруг там никого нет.
Джулия вроде и не понимает, что он имеет в виду, но ей становится страшновато - похоже, сын в чём-то прав ?
И вот она снова вернулась к славе, она счастлива, она свободна ! И тут мы подходим к этому "кое-что" , которое не бросается в глаза - Джулия абсолютно одинокий человек . Все люди в большой степени одиноки . Но одиночество большой артистки в момент грандиозного успеха ?!.
На мой взгляд, суть произведения Моэма именно в этом.
Слава, успех, одиночество...
-----------