Найти тему
Отдыхай душой и телом

Золотое кольцо России. Ростов Великий. Кремль

Живя в столице Золотого кольца (Ярославль) и не посетить древние города Северо-Восточной Руси — это было бы не правильным. И после того, как мы полностью изучили наш Ярославль, нам хотелось новых впечатлений и приключений).

Первым городом, куда мы рванули — это был конечно же Ростов Великий. Всего каких-то 47 км. к юго-западу от Ярославля и вот он древнейший город на берегу озера Неро.

Маршруты общественного транспорта Ростова Великого достаточно хорошо организованы, чтобы разобраться на чем можно добраться к интересующему вас объекту, советую использовать на телефоне Гугл Карты или Яндекс Карты. Город небольшой, его вполне можно обойти пешком, но если вы захотите посетить все достопримечательности Ростова Великого, без общественного транспорта вам не обойтись.

Ростов Великий мы посещали несколько раз и все время были на авто. Проблем с парковочными местами в городе нет, хотя город считается один из самых посещаемых Золотого кольца.

И как же мы без Фантика?)
И как же мы без Фантика?)

Первое упоминание о Ростове Великом содержится в «Повести временных лет». В записи, датируемой 862 годом, он значится как город, которым владел новгородский князь Рюрик.

Во время экскурсии по древнему городу стоит пройтись по местным музеям и приобрести на память подлинно русские сувениры. Итак, что посмотреть и куда сходить в Ростове Великом?

Ростовский кремль
Ростовский кремль

Самой главной достопримечательностью города является Ростовский кремль. В него входят: Соборная площадь (ввиду содержательной публикации, о площади расскажу в отдельной статье), Архиерейский или Владычий (Митрополичий) двор и Митрополичий сад.

Карта кремля
Карта кремля

Ростовский кремль — это первоначально резиденция митрополита Ростовской епархии, называвшаяся митрополичьим двором. Этот архитектурный комплекс был возведён в XVII веке, поскольку тогда Ростов уже не имел оборонного значения, и конструкции кремля вряд ли могли служить защитой от вооруженной атаки извне: входные ворота — широкие, окна имеют наличники, а места для удобного расположения военных на случай нападения и вовсе отсутствуют.

Стены кремля
Стены кремля

Ростовский кремль был построен по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Этот замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окружённый стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре

В конце 1960-х — начале 1970-х годов в Ростовском кремле проходили съёмки эпизода поимки инкассатором Анисовым Фантомаса для фильма «Семь стариков и одна девушка» и сцены старой Москвы для фильма «Иван Васильевич меняет профессию». В 2010 году Ростовский кремль вновь сыграл роль Московского — для телесериала «Раскол».

В Митрополичий двор можно попасть через два входа с севера и с запада.

Со стороны Соборной площади (северной стороны) вход во Владычий двор украшает надвратная церковь Воскресения (1670г.) с фланкирующими ее северный фасад двумя крепостными башнями.

-5

Композиция с церковью, воротами и двумя круглыми башнями полностью симметрична. Проход через ворота символизировал вход в Царствие Небесное.

Церковь Воскресения
Церковь Воскресения

Посетитель, проходя от Успенского собора к церкви Воскресения, образно двигается от смерти к жизни (от «Усыпения» к «Воскресению»).

Проходим через ворота....
Проходим через ворота....

Облик церкви Воскресения поражает и контрастным сочетанием сурового, почти лишенного украшений верха храма с нижней частью, в изобилии украшенной разнообразным кирпичным узорочьем, многоцветными изразцами, а также с большим живописным киотом.

Вид со двора на церковь Одигитрии (слева), Успенский собор (по центру) и церковь Воскресения (справа)
Вид со двора на церковь Одигитрии (слева), Успенский собор (по центру) и церковь Воскресения (справа)

Немного отступив от боковой башни, прямо на стене, как и у церкви Иоанна Богослова (с западной стороны), поставлена небольшая шатровая звонница, схожая с царской башенкой на кремлевской стене в Москве. В завершении памятника использованы некоторые детали, заимствованные у стоящего напротив Успенского собора.

Церковь Воскресения
Церковь Воскресения

Поднявшись по каменной лестнице, оказываемся в галерее, где все стены сплошь в росписях.

Заходим в церковь Воскресения
Заходим в церковь Воскресения

Краски немного поблекшие от времени, зато не поновленные. Колорит тонкий, нежный. В галереях много света, поэтому хорошо можно все рассмотреть и сфотографировать. Рассматривать сюжеты интересно, а если удается еще и уловить логику росписей — совсем хорошо. Ведь загадочный текст — всегда хочется прочитать — расшифровать.

Интерьер западной галереи
Интерьер западной галереи

В западной галерее представлены иллюстрации "Откровения Иоанна Богослова" ("Апокалипсиса").

Здание церкви бесстолпное — пространство перекрыто одним сводом, возносится ввысь четырьмя ярусами росписей. Росписи стен выполнены в 1675 году артелью ярославских и костромских мастеров. По традиции XVII века росписи цветистым ковром покрывают всю поверхность стен. Таковы интерьеры всех ярославских и суздальских храмов.

Интерьер церкви Воскресения
Интерьер церкви Воскресения

В храме мы увидим росписи на тему Нового Завета. Восточная (алтарная) часть храма устроена необычно: это приподнятая на четыре ступени предалтарная площадка (солея) и клиросы. Их каменные стенки образуют парапет, отделяющий алтарную часть от молящихся. Подобное архитектурное решение очень необычно и является характерной чертой Ионовских храмов.

Интерьер церкви Воскресения
Интерьер церкви Воскресения

Также необычно то, что иконостасом служит каменная стена, что восходит к византийской традиции, которую митрополит, возможно, хотел актуализировать. Такое решение может быть связно с тем, что храмовые пространства небольшие, но высокие, и деревянный иконостас мог бы диссонировать с узорочьем полностью расписанных стен. Восточная стена храма также расписана фресками по подобию иконостаса, который эта стена заменяет. Расположение сюжетов на стенах храма вполне уникально. Такого распределения сюжетов на неалтарных стенах, как в церкви Воскресения, нет в других стенописях XVII века.

В середине 50-х годов нашего века была проведена реставрация фресок.

Кстати, именно в церкви Воскресения можно послушать выступления вокального ансамбля бесплатно.

Центральный вход на территорию Митрополичьего двора украшает одна из последних кремлевских построек времени митрополита Ионы — надвратная церковь Иоанна Богослова (1683г.).

Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Богослова

Как и церковь Воскресения, этот храм окружен галереями. Роспись в галереях сохранилась плохо. Сюжеты — «Деяния и Страдания Апостолов», этот цикл редок в стенных росписях, к тому же из известных наиболее ранний.

Интерьер галереи церкви Иоанна Богослова
Интерьер галереи церкви Иоанна Богослова

Интерьер церкви оформлен в том же духе, что и остальные храмы Кремля. Особенно похож на интерьер Воскресенской церкви, которую мы смотрели первой. Это неслучайно — обе церкви надвратные, у них и внешнее оформление сходно. Тут также имеется каменный стенописный иконостас с аркадой в нижнем ярусе, сводчатые сени над царским вратами и алтарем, также роспись по всему пространству стен.

Интерьер церкви Иоанна Богослова
Интерьер церкви Иоанна Богослова

Отличительная черта интерьера храма — больше окон и света, другой колорит росписи. Судя по тому, что солея (алтарная часть) приподнята только на одну ступеньку, в иерархии архимадричьих храмов этот храм занимал последнее место. И это единственный храм, фрески которого не реставрировались. Т.е. мы видим фрески, уцелевшие со времен Ионы. Краски пестры, сочны, ярки — росписи, по мнению исследователя Ю.Шамурина, «выполнены в «народном русском вкусе». Поэтому стенопись производит несколько кустарное, деревенское впечатление, особенно благодаря преобладающему синему колориту».

Интерьер церкви Иоанна Богослова
Интерьер церкви Иоанна Богослова

Внутри церкви фрески изображают сцены из жизни Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского, святого, который, по летописным источникам, был одним из первых проповедников христианства в Ростове.

Интерьер церкви Иоанна Богослова
Интерьер церкви Иоанна Богослова

Особенно интересен нижний ярус росписей, где изображена встреча Авраама с Иоанном и борьба с идолопоклонниками. В этих фресках отражены представления живописца о древней Ростовской земле. В сцене встречи на западной стене изображен Ростов Великий, огражденный крепостной стеной с башней. Рядом сцена сокрушения идола Велеса, написанная также на фоне города.

Интерьер церкви Иоанна Богослова
Интерьер церкви Иоанна Богослова

Ближе к Соборной площади в углу двора между церквями Иоанна Богослова и Воскресения находится церковь Одигитрии.

Церковь Одигитрии
Церковь Одигитрии

Церковь Одигитрии (названная в честь иконы Божией Матери Одигитрия) на фоне остальных храмов местного кремля выделяется своим довольно оригинальным внешним обликом, выполненным в стиле московского барокко.

Церковь Одигитрии
Церковь Одигитрии

Основание здания имеет вид прямоугольника с закрепленным на нем четвериком. При оформлении фасада использовалась техника ромбовидной объемной облицовки, известной как бриллиантовый руст.

Гуляя по крепостным стенам кремля, а оно того стоит, можно бесконечно любоваться открывающимся видам на Владычий двор и Митрополичий сад с озером Неро.

Сад был устроен при митрополите Ионе, в конце XVII века, когда завершалось формирование ансамбля Ростовского кремля. Изначально он являлся неотъемлемой частью архиерейской резиденции. Опись 1701 года свидетельствует, что сад имел «в длину пятдесят пять саженей, поперег тритцат саженей, а в нем древа яблони, груши, вишни и иные деревья садовые».

Митрополичий сад
Митрополичий сад

Сад был реконструирован в конце 1990 годов с полным научным обоснованием. Своей крестообразной планировкой и видовому составу насаждений он соответствует Митрополичьему саду конца XVII века. Это единственный в России реконструированный средневековый сад архиерейской резиденции. Автор реконструкции — А.Г. Мельник.

Митрополичий сад
Митрополичий сад

Домовой церковью митрополитов являлся Храм Спаса на Сенях. Находится она к югу от Самуилова корпуса находится. Здесь священнослужители не только молились, но и жили — крыльцо и вход располагаются на первом этаже. Хорошо видна только верхняя часть храма — барабан с главой, то есть самое важное и самое высокое здание ансамбля оказывается самым незаметным. В связи с объемной информацией, на этом храме я остановлюсь в следующей своей статье чуть позже.

Церковь Спаса на Сенях
Церковь Спаса на Сенях

Одно из самых заметных зданий на территории Владычьего двора — это нецерковное здание Государевы хоромы (Красная Палата). Эта палата благодаря своей красоте называлась Красной.

Красная палата является двухэтажным сооружением. Ее наружный вид производит большое впечатление.

Красная палата
Красная палата

Наиболее примечательной частью здания является двухшатровое крыльцо, очень нарядное, с островерхими крышами. Именно на этом резном крыльце снимались многие сцены фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Крыльцо Красной палаты
Крыльцо Красной палаты

Двухшатровое крыльцо ведет на второй этаж, в парадные помещения. Толстые столбы, поддерживающие крыльцо, богато профилированные тяги, сдвоенные арки с орнаментами, высокие шатры с золочеными гербами придают сооружению сказочный вид.

Сам же фасад каких-либо украшений лишён, если не считать резных оконных проемов, выделяющихся на его ровном фоне. Что касается внутреннего убранства помещений, то они выложены от пола до потолка изразцами, а стены расписаны фресками.

В Красной палате, светской постройке XVII века, размещались трапезная и жилые помещения для государей, но использовать его по назначению не удалось. Из жилых помещений можно было пройти по висячим галереям на западную и южную стены кремля, к церквам Иоанна Богослова и Григория Богослова. Сейчас в Красной палате размещена музейная гостиная, картинная галерея и ресторан "Собрание".

В центре Митрополичьего двора, около небольшого пруда, построен высокий Самуилов корпус, который называется Митрополичьи хоромы.

Самуилов корпус (слева) и Красная палата (справа)
Самуилов корпус (слева) и Красная палата (справа)

Митрополичьи хоромы были построены в 1670 году и предназначались для проживания митрополита и его двора. Часть помещений занимал Казенный приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии.

Самуилов корпус (справа)
Самуилов корпус (справа)

В подклете Церкви Спаса на сенях, которая пристроена вплотную к Самуилову корпусу находились помещения, в которых хранилась казна епархии. Сейчас в корпусе размещен отдел древнерусского искусства.

Самуилов корпус (слева) и Красная палата (справа)
Самуилов корпус (слева) и Красная палата (справа)

Вплотную к церкви Спаса на Сенях в XVII веке пристроили Белую палату, по предположению, взяв за образец Патриарший дворец в Московском Кремле. Она имеет традиционную для XVI-XVII веков одностолпную конструкцию. Интерьер хорошо освещают довольно широкие оконные проемы, украшенные так называемым "висячим каменьем". Белую палату еще называли Столовой, так как здесь митрополит Иона Сысоевич устраивал торжественные трапезы.

Вход в Белую палату
Вход в Белую палату

В Белой палате создана экспозиция "Музей церковных древностей" — один из самых интересных музеев Ростовского кремля. Она представляет собой опыт реконструкции той самой экспозиции, которая была здесь в конце XIX — начале XX века.

Безусловно, многое из переданного в музей в то время до наших дней не дошло, но то, что сохранилось, напоминает об одной из самых ярких страниц в истории Ростова — создании здесь «всем миром» музея и восстановление Ростовского кремля.

Собранных в музейных коллекций экспонатов так много, что осмотреть все музеи за один день просто невозможно!

Под конец изучения территории Ростовского кремля мы встретили чудного котика

-35

у пивоварни XVII века.

-36

А также нашли удивительный колодец)

-37

В завершении хотелось сказать, что Ростовский кремль стоит посетить, впечатлений — уйма. И не смотря на то, что какие-то объекты нуждаются в реставрации, считаем кремль действительно ТОП-ом из достопримечательностей Золотого кольца. Всем спасибо, что дочитали публикацию, оставляем комменты, ставим лайки и чтобы быть в курсе всех наших публикаций — не забываем подписываться на наш канал)