Уже до конца года в Госдуму может быть внесен законопроект, который усиливает верхний предел наказания за госизмену — с 20 лет тюрьмы до пожизненного наказания. Как рассказал «Парламентской газете» автор инициативы, депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой, такое ужесточение ответственности за предательство, которое в условиях специальной военной операции на Украине чревато гибелью россиян, логично и оправданно. Между тем в Совете Федерации обращают внимание, что главным в делах о госизмене является не только строгость наказания, но прежде всего его неотвратимость.
Сигнал всем, кто предает «играючи»
Ответственность за действия, признанные госизменой, устанавливается статьей 275 УК России. Согласно ей, к таковым относятся совершенные гражданином РФ:
шпионаж; выдача другому государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих гостайну; переход на сторону противника; оказание «финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности России».
В середине лета 2022 года Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил закон, который приравнял к госизмене «переход на сторону противника». Тогда же в УК РФ появилась новая статья (275.1), предусматривающая наказание за «конфиденциальное сотрудничество» с иностранными спецслужбами в целях помочь им в работе, «заведомо направленной против безопасности» России. Изменены и нормы уголовного законодательства о шпионаже (ст. 276 УК): им теперь будет считаться передача, сбор, похищение или хранение «в целях передачи противнику» сведений, которые «могут быть использованы против Вооруженных сил РФ» в условиях вооруженного конфликта.
Наказание за перечисленные выше действия — лишение свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за три года. Между тем в советское время предательство интересов страны, касающихся вопросов национальной безопасности, было максимально суровым и грозило расстрелом. Как пояснил «Парламентской газете» депутат Госдумы Андрей Луговой, с введением в России моратория на смертную казнь в 1997 году верхний предел ответственности по «расстрельным» статьям был заменен на пожизненное заключение. Но почему-то статьи УК РФ о госизмене это не коснулось.
«Мне это не очень понятно. Тем более, что госизмена ставит под угрозу жизни россиян. Особенно это актуально сейчас, в условиях специальной военной операции», — заявил он.
По словам законодателя, ужесточение наказания за госизмену, которое им предлагается, «это хороший сигнал всем, кто идет на такие действия «играючи», делает это не только по идейным соображениям, но и по алчности и даже по глупости».
«Введение «пожизненного» позволит более серьезно задуматься перед тем, как совершить подобное предательство», — заявил Луговой «Парламентской газете».
Он сообщил, что работа над законопроектом практически завершена. Согласно установленной процедуре, поправки в уголовное законодательство должны пройти специальные согласования — в частности, обязательно нужно получить отзыв Верховного суда РФ, а также заключения из правоохранительных и силовых госструткур. Но Андрей Луговой рассчитывает. что документ удастся оперативно подготовить и внести в Госдуму до конца осенней парламентской сессии.
Главное — неотвратимость наказания
Специалисты не раз обращали внимание, что статьи УК РФ о госизмене — довольно жесткие, но применяют их у нас нечасто и даже неохотно. Так, согласно официальной статистике за 2021 год, за госизмену (ст. 275 УК РФ) и шпионаж (ст. 276 УК РФ) в нашей стране осуждены 17 человек (все получили реальные сроки заключения). Последним громким делом о госизмене стал приговор в отношении журналиста и экс-советника главы Роскосмоса Ивана Сафронова, который был задержан в июле 2020 года. В начале сентября 2022 года Мосгорсуд приговорил его к 22 годам колонии строгого режима — Сафронов признан виновным в том, что на протяжении нескольких лет передавал одной из спецслужб Чехии секретную информацию, касающуюся нашей «оборонки» и военно-технического сотрудничества России с другими государствами. А в августе текущего года по обвинению в госизмене были арестованы сразу три ученых из Новосибирска.
Как пояснил «Парламентской газете» глава комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов, в рамках обсуждения того, каким должно быть наказание за госизмену, речь прежде всего должна идти о практике применения соответствующих статей УК РФ.
«Я не против пожизненного срока заключения за совершение определенных видов преступлений против национальных интересов страны, против ее безопасности. Но пока что у нас статьи о госизмене применяют нечасто. Причем порой буквально выдумывают другие подходы, стараются вывести из определения «государственная измена» действия, которые явно ею и являются», — считает сенатор.
В качестве примера он привел призывы вводить санкции против России — Климов убежден, что в данном случае речь идет об обращении к потенциальному противнику или содействии ему, с тем чтобы нанести ущерб своему государству. «Для меня лично это и есть госизмена. Но, к сожалению, мне неизвестны случаи, чтобы при этом у нас применялась бы статья о госизмене», — заметил он.
При этом Климов подчеркнул, что главным в вопросе, какой должна быть ответственность за измену Родине, является даже не жесткость наказания, а его неотвратимость. «Если нужно скорректировать уголовное законодательство в этой части, внести какие-то изменения — давайте это сделаем. Но самое важное — не допустить того, чтобы там, где госизмена налицо, никакой ответственности за это не наступало», — убежден сенатор.