Его современники и не самая близкая свита считали, что Император Николай 2 был безэмоциональным, сдержанным и закрытым человеком. Практически никто из посторонних не видел его эмоций: гнева, радости, печали.
Пример
Вот например один эпизод, который отлично характеризует эту особенность его характера:
Помню момент получения известия о гибели русского флота под Цусимою. Телеграмма была принята в пути в императорском поезде. Царь послал ее Фредериксу для передачи военному министру Сахарову и свите. Прочитав ее, мой министр пошел к государю в купе и долго там оставался.
Пришел скороход оповестить нас, что Его Величество в столовой, за вчерашним чаем. Вошли поодиночке, сели молча. Никто не решился заговорить о зловещей телеграмме. Молчание было прервано царем. Он заговорил о бывших в тот день смотрах войск и других незначительных событиях. В течение часа ни одного слова о Цусиме не было помянуто.
Вся свита была ошеломлена безучастием императора к такому несчастию. Когда царь ушел, Фредерикс рассказал о своей беседе с государем в купе. Николай II был в отчаянии: рухнула последняя надежда на благополучный исход войны. Он был подавлен потерею своего любимого детища — флота, не говоря о гибели многих офицеров, столь любимых и облагодетельствованных им…
— Его Величество просит к себе военного министра. Генерал Сахаров долго совещался с царем. По окончании разговора он подтвердил нам, сколь обеспокоен государь известием.
— Царь обсуждал со мною события, проявляя полное сознание будущих трудностей. Он мне начертал мероприятия, вызванные новым положением.
Позже я мог убедиться, насколько катастрофа при Цусиме глубоко потрясла государя, вызвав серьезную перемену в его характере.
Из воспоминаний начальника канцелярии Министерства императорского двора Мосолова Александра Александровича
Здесь мы видим, что лишь узкий круг лиц был допущен к настоящим эмоциям Императора.
Была еще одна особенность, Николай 2 ни с кем не спорил, он выслушивал мнение министра или любого другого докладчика, но никаким образом не давал ему понять, что же он думает на самом деле. Докладчик, не встретив возражения, думал, что его точку зрения приняли, но часто это оказывалось совсем не так. Император Николай 2 как правило внимательно выслушивал все точки зрения, но решения потом принимал сам.
Про Императора Николая 2 тесно общающиеся с ним люди говорили, что он правит "железной рукой в бархатной перчатке". Потому что он никогда ни на кого не кричал, не устраивал истерик, но четко добивался исполнения желаемого от своих подчиненных. Думаю, излишне эмоциональных людей это изрядно бесило.
Конечно, сдержанность Императора Николая 2 была следствием его воспитания. Не случайно его воспитателя, генерал-адъютанта Даниловича, прозвали иезуитом:
Генерал-адъютант Данилович при наличии и без того скрытной натуры большинства членов семьи, приучил будущего государя к той сдержанности, которая зачастую производила впечатление бесчувственности. Положительным достижением этого воспитания была удивительная ровность характера, привлекавшая сердца окружающих. Царь не сердился даже в тех случаях, когда имел бы право и, быть может, был бы обязан выказать свое недовольство. Если он замечал, что кто-нибудь провинился, он осведомлял об этом непосредственного начальника виновного лица.
Сам Данилович обладал похожим характером, излагал свои требования ученикам мягким голосом, никогда не кричал, но добивался беспрекословного исполнения, ученики его побаивались и вроде как любили.
Его никогда никто не помнил сердитым. На заседаниях педагогического комитета гимназии, которыми он руководил, давая всем высказаться, он заключал все выступления своим глубоко продуманным мнением, с которым соглашалось большинство воспитателей и преподавателей.
Очень похоже с его воспитанником, правда? На самом деле, чтобы воспитать в себе такую сдержанность, нужна огромная сила воли, ведь гораздо проще накричать, чем работать над своим характером.
Фотографии раскрашены мной, ставьте 👍лайк и подписывайтесь на канал. Моя группа ВКонтакте История России в цвете