Найти в Дзене
Исследуем Кавказ

Легенды Кавказа

Все на этом свете происходит из-за любви и ненависти, благородства и коварства. Сложно представить, что когда-то на этой земле не было могучих Кавказских гор, а степь простиралась до горизонта. Не возвышался до небес исполин Эльбрус, не радовала глаз нежная Машука, не существовал великан Бештау, и только безграничная равнина простиралась во все стороны. Жили в те далекие времена на этой земле могучие нарты. Обладали они огромным ростом и непомерной силой но в душе их никогда не угасала доброта и благородство. Дни сменяли ночи, за теплым летом приходила суровая зима. Но ничего не могло нарушить дружбу и спокойствие в племени сильных нартов. Длилось бы вечно золотое время, если бы хищный Иблис - творение ада - не решил разрушить этот мир. Взял он печень бешеного кабана, мозг костей старого козла, желчь хищного волка смешал их со змеиным ядом и этим снадобьем отравил пищу нартов, собравшихся на пиршество. Только вкусили великаны зелье, как ненависть поселилась в их сердцах, о

Все на этом свете происходит из-за любви и ненависти, благородства и коварства.

Сложно представить, что когда-то на этой земле не было могучих Кавказских гор, а степь простиралась до горизонта. Не возвышался до небес исполин Эльбрус, не радовала глаз нежная Машука, не существовал великан Бештау, и только безграничная равнина простиралась во все стороны.

Исполин Эльбрус
Исполин Эльбрус

Жили в те далекие времена на этой земле могучие нарты. Обладали они огромным ростом и непомерной силой но в душе их никогда не угасала доброта и благородство.

Дни сменяли ночи, за теплым летом приходила суровая зима. Но ничего не могло нарушить дружбу и спокойствие в племени сильных нартов.

Длилось бы вечно золотое время, если бы хищный Иблис - творение ада - не решил разрушить этот мир. Взял он печень бешеного кабана, мозг костей старого козла, желчь хищного волка смешал их со змеиным ядом и этим снадобьем отравил пищу нартов, собравшихся на пиршество.

Иллюстрация к Нартскому эпосу. Махарбек Туганов.
Иллюстрация к Нартскому эпосу. Махарбек Туганов.

Только вкусили великаны зелье, как ненависть поселилась в их сердцах, овладели ими злоба и жадность.

Седовласый вождь нартов первым вкусил дьявольского снадобья и воспылал страстью к юной Машуке. Но сердце красавицы было занято – любила она единственного сына вождя смелого и нежного воина.

Отправил старик молодого нарта в степь на охоту, чтобы он не мешал ему сделать Машуку своей женой...

Но не покорилась красавица, оттолкнула сластолюбивого старца. Убегая потеряла кольцо, надетое на ее палец возлюбленным в знак верности. Отбросил старик далеко от себя кольцо и воспылал ненавистью и ревностью к сыну-сопернику.

Увидел сын вождя в степи кольцо - знак любви к своей невесте - и на крыльях тревоги прилетел домой. Ужасен был бой. Немало нартов обнажили свои мечи.

Гора Машук
Гора Машук

В первых рядах бились отец с сыном, многоопытный и сильный с молодым и неутомимым. Сбил старый вождь с головы сына железный шлем, оглушил его и пятью страшными ударами меча отнял когда-то подаренную им жизнь.

Но и сам не уберегся, единственный удар сына рассек глубоко его седую голову, и он, пошатываясь, пошел умирать.

Не могла перенести гибель жениха прекрасная Машука, помчалась она к растерзанному телу молодого богатыря, и ударом его кинжала остановила боль своего любящего сердца.

А битва не унималась, бешено боролись друг с другом исполины-нарты, тряслась, качалась земля, бездонные пропасти разверзались под их ударами.

Гора Кольцо
Гора Кольцо

Когда утром взошло солнце, оно увидело поле боя, сплошь покрытое погубившими друг друга гигантами. Живых не было. Лишь два верных пса скулили у ног своего хозяина — вождя нартов, скулили до тех пор, пока печаль и горе не закрыли их глаза.

Кровь пролилась, сердца остановились, всё вокруг умерло.

Так исчезли с лица земли нарты, и появились Кавказские горы — вечный памятник богатырям.

Юный воин, изрубленный суровым отцом на пять частей, превратился в лиловую пятиглавую гору Бештау. Недалеко от любимого застыла красавица Машука. В боку ее зияет Провалом кинжальная рана, а рядом сверкает на солнце острой вершиной окаменевший Кинжал.

Гора Бештау
Гора Бештау

Кольцом-горой стало укатавшееся в степь золотое кольцо Машуки.

Горой Железной чернеет шлем, сбитый с головы ее жениха.

Главный нарт Минги-Тау, еще зовут его Эльбрусом, смотрит со своей высоты на сына, на Машуку, на всех своих поверженных нартов и слезы рождаются в его глубинах. У ног его лежат два верных пса - Большой и Малый Бурмабут.

Суров Минги-Тау. Не тает на нем снег даже в жаркое лето. А зимой сердитыми буранами и сквозящими вьюгами носится по полянам, леденит все живое, что встречается на пути.

фото: https://pibig.info/110540-vershina-gory-jelbrus.html

#Кавказ #Машук #Бештау #Элбрус #Бермамыт #легенды #горцы #нарты #эпос