Найти тему
Журнал МОСТ

Пустыня, полная чудес: в Саудовской Аравии сделали поражающее воображение арт-пространство прямо в пустыне

Искусство часто становится проводником между людьми разных культур. Для обсуждения волнующих тем государство создаёт целые пространства, а иногда и находит их в природе. Одно из таких мест — пустыня Аль-Ула, в которой проходит проект «Долина искусств». Какие работы можно там увидеть? И как свобода художественного самовыражения соотносится с цензурой Саудовской Аравии? Читайте об этом в нашем материале.

Искусство под прицелом

Пустыня Аль-Улу — наследие ЮНЕСКО площадью 65 километров в квадрате. Концепцию, связанную с размещением в ней искусства, разработал принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман.  «Долину искусств» создавали с целью сделать это место туристическим и культурным центром притяжения, в противовес той отрасли, которая лидирует в стране сейчас, — нефтедобывающей.

Нора Алдабал, руководящая сферой искусства и творчества в Королевской комиссии Аль-Ула, отметила, что в 2022 году в пустыню с туристическими целями приехали 24 000 человек — для сравнения, несколько лет назад их было 9 000, что говорит о возросшем интересе к Долине. Место постепенно становится точкой паломничества для любителей искусства из разных уголков мира.

Уклон в сторону искусства стал важен и по другим причинам: произведения художников привлекают внимание к наследию региона, раскрывая через них историю места и работая с особой темпоральностью пространства. Время в пустыне течёт иначе, чем в шумном и динамичном городе.

Искусство объединяет людей из разных стран, в том числе и самих художников, несмотря на разногласия в политических взглядах и высокий уровень контроля граждан в Саудовской Аравии. Долина — негласная зона свободы, в которой возможно реализовать практически любые задумки. В условиях тоталитарного государства именно через искусство можно выразить то, что волнует.

Благодаря обширным пространствам авторы могут создавать масштабные инсталляции, для которых в ином случае не хватило бы места и ресурсов. Именно работа с обширными территориями и необычными геологическими объектами говорит о сайт-специфичности проекта: он основан на взаимодействии живых форм жизни с искусственными в месте, где сочетаются совершенно разнородные культурно-исторические элементы.

Международные проекты

В 2020 году в Долине впервые состоялась биеннале современного искусства Desert X, которая раньше проходила только в Калифорнии. Художники создали множество инсталляций, взаимодействующих с окружающей средой. Экологическая повестка стала центральной для этой выставки. Масштабное мероприятие ещё раз подчеркнуло открытость искусства в противоположность закрытости государства. Не было и ограничений, которые обычно связаны с недостаточно большими пространствами для творческих идей.

Одна из работ — батуты художницы Маналы Аль-Доваян, ставшие вирусными в тиктоке. Днём они напоминают лужи с водой, а ночью — лунные кратеры. Художница хотела привлечь внимание к водному кризису, который затронул многие места на планете.

В феврале 2022 года началась вторая биеннале. Её тема — «Мираж», и она связана с иллюзиями, мимикрией, вымыслом, мифами региона, а также с представлениями об этом месте, потому что мираж — это, в том числе, и про стереотипы о «мистическом Востоке».

Художник Джим Деневан создал для события масштабную работу: он разместил кучи песка, по форме напоминающих пирамиду, создав из них ритмическую композицию. Геометрические фигуры выстроились вокруг центра, в котором мог стоять зритель. Объекты отбрасывали тень, что символически становилось игрой со временем и отсылало к солнечным часам и изменяющемуся из-за них пространству.

-2

Человек, идущий между песком, становился частью общей композиции и включался в особый вид медитации. Собранные кучи вокруг него постепенно росли: всё началось с пирамидок, величиной с младенца, а к концу появлялись объекты размером со взрослого человека. Такая концепция связана с метафорой жизненного цикла человека и быстротечного времени, которое часто ассоциируется с утекающим песком.

Другая работа биеннале — сухой коралл, перенесённый в пустыню художником Шезадом Давудом. Во время установки этой работы он советовался с учёными, чтобы в полной мере понять связь различных экосистем, указав на проблему осушения из-за изменения климата. Объект стал средоточием нескольких древних форм природы, встретившихся на одной территории.

Работа «Темные солнца, яркие волны» художницы Клаудии Комте непосредственно связана с темой биеннале — иллюзией. Чёрно-белые круги и узоры напоминали природные формы, вроде раковин и древних цветов, соединённые с цифровой эстетикой. Благодаря своей форме они создавали оптическую иллюзию.

Новая жизнь ленд-арта

К 2024 году пять художников создадут постоянные инсталляции для Долины, усилив её туристическую привлекательность. Один из авторов — Джеймс Таррелл. Он делает комнаты с неоновыми проекциями и экспериментирует в них с геометрическими формами. Иногда художник использует и пространства вне галерей — например, туннель и такой природный объект, как вулканический кратер.

-3

Последний был связан со световым проектом художника: лучи света падали через отверстие в надстроенном потолке, постепенно проходя по природному углублению, работая как солнечные часы. Чтобы увидеть это произведение, надо добраться до пустыни, что тоже связано с темой паломничества. Таррелл планирует работать со светом и небом и в Долине, создав там новую медитативную работу.

Художник Майкл Хейзер, также принимающий участие в проекте, — один из первых создателей ленд-арта. Он взаимодействует с нетронутыми природными территориями. В 1970 году Хейзер вместе с другом ездил на мотоцикле по дну высохшего озера, вырисовывая на нём круги, а также создавал скульптуры из камней, балансирующих друг на друге. Для Долины художник хочет вырезать углубления в скалах, форма которых будет меняться в зависимости от ракурса и игры света.

Работать с ландшафтом пустыни будет и художница Агнес Денес, известная своими концептуальными произведениями 1960-70-х годов. Она одной из первых стала интересоваться направлением искусства, связанного с экологией, взаимодействуя с живыми объектами и на их основе создавая новые произведения.

Один из её проектов — древесная гора, которую она засеяла в Финляндии в 1996 году, собрав для этой цели саженцы. Теперь эта округлая возвышенность покрыта деревьями. Для Долины художница планирует работать с серией пирамид, которые уже есть в пустыне, создав рядом с ними свои объекты.