Анна Терехова - дочь знаменитой актрисы Маргариты Тереховой, которая уже много лет не появляется на публике. На днях мы побывали на творческом вечере, посвященном 80-летию Маргариты Борисовны, которая родилась во время эвакуации 25 августа 1942 года в городе Туринске на Урале. С середины 2000-х годов у нее начала прогрессировать болезнь Альцгеймера.
Последнее интервью актриса дала еще в 2011 году в телепрограмме «И снова здравствуйте». Название передачи вполне говорящее: «Маргарита Терехова и тайны фильма «Д’Артаньян и три мушкетера».
Как известно, «самая загадочная и самая недоступная актриса нашего кинематографа» (так на НТВ представили народную артистку России) сыграла роковую красавицу Миледи Винтер, злодейку-обольстительницу и шпионку кардинала Ришелье.
Недоступная Миледи
В телепередаче Маргарита Терехова не только вспомнила о съемках в знаменитой, еще советской трехсерийной музыкально-приключенческой киноленте по роману Александра Дюма-отца, но даже весело исполнила песню из картины: «Есть в графском парке черный пруд. Там лилии цветут, там лилии цветут, цветут...».
А по поводу того, что ее называют самой недоступной актрисой, она шутливо заметила: «Меня никто не добивался, я сама удивляюсь, как вообще детей родила...» Впрочем, стоит сказать, что Маргарита Борисовна была трижды замужем.
Увы, ученые до сих пор точно не знают, в чем причина болезни Альцгеймера. Но ясно, что с годами состояние пациентов только ухудшается.
В последнее время Маргарита Терехова уже не может самостоятельно передвигаться, она не встает с постели и никого не узнает, включая родных и близких, в том числе детей и внуков.
Творческий вечер провела ее 52-летняя дочь Анна Терехова, актриса московского Театра Романа Виктюка. Конечно, многие интересовались здоровьем ее мамы.
- Мама всё понимает и всё чувствует! - отметила заслуженная артистка России. - Я в это искренне верю. Потому что мама всегда была необыкновенно чувствительной. Она наверняка знает, что люди о ней молятся.
Это придает ей силы. Только она ничего не может сказать. И почти уже не двигается. Сегодня ее спасает совершенно непримиримый дух. А еще, уверена, она чувствует любовь со стороны окружающих.
Отмечу и силу искусства. Буквально вчера я включила телевизор. Шел какой-то спектакль. И мама сразу начала смотреть в сторону экрана. Потом поправила волосы. Кстати, она такие же густые, как и в молодости.
А когда я зачитывала ей поздравления от Михаила Боярского, Вениамина Смехова, она трогала себя за лоб, словно вспоминая съемки в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера».
Еще мама оживляется, когда я читаю ей стихи, а также когда ставлю музыку Игоря Талькова (В 1980-е у актрисы был бурный роман с певцом и музыкантом во время их совместной работы в театральном коллективе «Балаганчик» - Прим. редакции).
Посетила Юрмалу
- Как-то вы упомянули, что побывали с мамой на съемкам «Д’Артаньяна и три мушкетера»...
- Да, где я только с ней не была. Кстати, сохранились наши фотографии из Юрмалы. Мама приезжала на гастроли вместе с Театром Моссовета, в котором она тогда служила. Играла в «Царской охоте» и в других спектаклях.
Мой братец Сашенька был еще совсем маленький. Одного его не оставишь, да и со мной тоже. Мне тогда было лет пятнадцать. Совсем еще юная дева. Не закончила даже школу.
Конечно, я могла бы справиться, но мама не хотела отпускать от себя сына. Вот и брала нас везде с собой, где только можно было. Конечно, у нас еще была бабушка, но все равно мама предпочитала сама нас воспитывать.
Что касается знаменитых «Трех мушкетеров», то тут сразу же хочется сказать об отношениях с Михаилом Боярским. Они были особенными. Причем именно мама тогда его отстояла.
«Только Миша может быть Д’Артаньяном!» - она так и заявила. Хотя эту роль хотели сыграть очень многие известные актеры. На Ленфильме сохранились пробы.
Кстати, Миледи тоже должна была сыграть другая актриса. Но тогда фильм получился бы совсем не таким. Потому что мама всегда привносила свою энергетику.
Да и свой образ она создала сама. Прическа, костюм, лосины и прочее. Все, что она предлагала, режиссер-постановщик Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич безропотно принимал.
Знал, что с мамой спорить бесполезно. Конечно, он тоже видел, что у мамы и Боярского потрясающие творческие отношения. Они понимали друг друга с полуслова.
Творческий тандем
- Говорят, что ваша мама покровительствовала Боярскому.
- Так и было. Причем еще до «Трех мушкетеров». Они вместе снимались в фильме «Собака на сене». Там мама отхлестала Боярского по щекам, а потом уже Д’Артаньян избил Миледи плеткой.
Кто-то даже написал, что Михаил Сергеевич сделал это с каким-то невероятным удовольствием. Якобы тем самым он решил отомстить Тереховой за свое унижение в «Собаке на сене». Это полная чушь. Никакого унижения не было и в помине.
Мама и Боярский всегда делали все с огромным удовольствием. Это просто потрясающий дуэт. Настоящий творческий тандем. Когда Михал Сергеевич говорит о маме, то вспоминает о ней с огромной теплотой и нежностью.
И ему есть, за что ее благодарить. Именно благодаря ей его взяли и в «Собаку на сене». Ведь кто только не пробовался на роль Теодоро, секретаря графини Диана де Бельфлор, которую сыграла мама.
Скажем, Геннадий Бортников. Сохранилась и съемка пробы. В конце концов утвердили Николая Караченцова, поскольку Бортников показался не очень веселым, а каким-то грустным. А режиссеру Яну Фриду нужен был праздник.
Кроме того, свое веское слово сказала моя мама. Мол, я хочу, чтобы на экране была настоящая любовь. И тут без Боярского не обойтись. В итоге Караченцову досталась роль маркиза Рикардо, ухажера Дианы.
Что тоже неплохо. Причем Николай Петрович сыграл бесподобно. И потом никогда не обижался на маму за то, что из-за нее от него «ушла» столь прекрасная роль Теодора и что она досталась «какому-то там» Боярскому.
Когда худсовет отсмотрел пробы Михаила Сергеевича, то вердикт был однозначный: «Это какой ужас, ужас и еще раз ужас!» В общем, полный кошмар, надо этого Боярского непременно поменять.
И только мама настояла, чтобы ему «дали шанс». Она заявила, что это очень перспективный молодой актер. «Мне с ним хорошо работается. Я ему во всем помогу!» - она заявила. Дошло до того, что она сказала, что вообще не будет сниматься, если не возьмут Мишу.
И они действительно много вместе репетировали, четко выстраивая все мизансцены. Режиссер-постановщик даже боятся вмешиваться. Хотя они все перестраивали на свой лад.
Получается, что именно мама «оставила» Боярского в кино, поверив в него. До этого он играл всяких там котов и волков, а тут сразу такая роль. Ну а после Теодоро Михаил Сергеевич и вовсе попал на роль Д’Артаньяна. Тогда стало ясно, что его творческая карьера была решена.
Даже родные стали признавать в нем талант, хотя поначалу очень в этом сомневались. Как известно, Боярский родом из знаменитой актерской семьи, где очень щепетильно относились к профессии.
Д’Артаньян с букетом
- Какое ваше самое яркое впечатление от съемок «Д’Артаньяна и три мушкетера»?
- Впечатлений море. Скажем, помню, как мама лихо ездила верхом. Она сама вызвалась. По ее словам, если Д’Артаньян и три мушкетера скачут, то чем она хуже.
Мужчины учились сидеть в седле на ипподроме, ну и мама тоже туда отправилась. А я, будучи еще совсем юной (мне было всего 10 лет), ее охотно сопровождала.
В нашей семье особое отношение к лошадям. Они жили еще у нашей прабабушки. Я их с удовольствием рисовала. После съемок фильма даже занималась конным спортом.
Ну а сами «Три мушкетера» особенно запомнились тем, что тогда я дико отравилась. Фильм снимали в Одессе. Мы приехали с бабушкой вроде бы как на отдых, но я, конечно же, всюду следовала за мамой.
В итоге никакого отдыха не получилось, потому что я бывала на съемках практически каждый день. Не могла оторваться от захватывающего процесса.
Я была влюблена практически во всех мушкетеров, не говоря уже о Д’Артаньяне. И тут со мной случилась неприятная история. Видимо, что-то съела. Пришлось остаться в гостинице.
Мне делали промывание и прочие процедуры. Мама сильно за меня переживала. Чтобы как-то меня ободрить, она купила джинсовую сумку и попросила расписаться на ней всех членов съемочной группы.
Обошла многих артистов (Ирину Алферову и других), а также каскадеров, режиссеров. Интересно, где сегодня эта сумка? Я долго ее хранила, а потом она куда-то исчезла. Неужели не сохранилась? Очень хочу ее отыскать!
Но вернусь к своему отравлению. Вечером в мой гостиничный номер неожиданно пожаловал сам Д’Артаньян. Михаил Сергеевич держал в руках букет цветов. Встав на одно колено, он произнес: «Сударыня, что же вы болеете?
Нужно быстрее поправляться. Я желаю вам скорейшего выздоровления!» Естественно, я была счастлива, что сам Боярский пришел ко мне и говорит такие замечательные слова.
Потом, не раз бывая в Питере, я поняла, что Михаил Сергеевич вовсе не играл. Он такой и есть. Интеллигентный, галантный. Все-таки коренной ленинградец.
Встреча с Тарковским
- В знаменитой кинодраме Андрея Тарковского «Зеркало», которая считается одной из лучших кинокартин всего мирового кинематографа, ваша мама раскрылась с необычной стороны.
- Она часто вспоминала о своей первой встрече с Тарковским. И потом называла его одним из своих главных учителей. А то, что он снял ее в «Зеркале», да еще сразу в двух ролях, матери и Натальи, считала каким-то чудом.
А познакомились они на «Мосфильме». Мама приехала на пробы в «Солярисе». И оказалась в одном лифте с неким мужчиной. Ей запомнилась его приятная внешность.
В какой-то момент она поняла, что он внимательно на нее смотрит. Она улыбнулась. «Какие у вас волосы!» - сказал с восхищением Андрей Арсеньевич.
«Да, они у меня прекрасные», - ответила мама, поправляя прическу. Потом она вышла из лифта и отправилась на поиски комнаты, где проходили пробы. И снова увидела того мужчину.
Как известно, в «Солярис» Тарковский пригласил Наталью Бондарчук. Она сыграла изумительно. А фильм «Зеркало» стал для мамы главной вехой в ее творческой жизни.
Андрей Арсеньевич тогда тоже перепробовал многих кандидаток, но все никак не мог определиться. У него возникли большие сложности. Фильм авторский, все должно быть безупречно точно подобрано.
Кого же выбрать? Обычно киноведы пишут, что Тарковский искал актрису по фотографиям, чтобы она была очень похожа на его мать. И будто его поразило сходство.
Да, сходство было, но вовсе не такое уж большое. Самое главное, что он почувствовал с моей мамой глубинное родство, психологическую совместимость. А это важнее внешнего сходства, - отметила Анна Терехова.
- Благодарим за интересный рассказ. Поздравляем вашу маму с 80-летним юбилеем!
Читайте другие материалы автора:
Вера Алентова: «Написала, что помню!»
Упала с неба: о героине фильма "Одна"
Кристина Асмус: «В булку так и не превратилась!»
Как живётся в Москве молодой актрисе Грете Сабуровой
Русские вороны клевали французов в английском фильме
Как Михаил Ефремов снимался в Риге со своими сыновьями
Как и где снимался фильм "Донбасс. Окраина"
Затворничество актёра Владимира Конкина
О том, кого больше не хочет играть Алика Смехова, дочь мушкетёра Атоса
«Нашла нишу, в которой мне комфортно», - говорит актриса Грета Сабурова