Фильм Даррена Аронофски (США) под названием «Пи» не рассчитан на широкую аудиторию, по жанру психологический триллер. Несмотря на то, что вышел в кинопрокат в 1998 году, кинофильм полностью черно-белый. Название указывает на математическую константу, известную как «число пи». Фильм оставляет неизгладимое впечатление!
Между прочим, жанр драмы представлен в кинофильме Даррена Аронофски «Реквием по мечте»: жизнь героев катится под откос из-за наркозависимости. Но это тема другой статьи...
Направление, к которому относят фильм «Пи», – сюрреализм. И правда, зритель словно временами смотрит сновидения главного героя: не понятно, где явь, где сон. И сновидение это черно-белое. Сон-кошмар, особенно когда герой в метро приближается к пульсирующему мозгу человека, а потом ему как будто снится, что этот отделенный от черепной коробки мозг (с живыми муравьями) на поверхности лежит в его умывальнике. У героя навязчивая идея прикоснуться к нему и даже проткнуть...
Тема фильма? Мозг ученого. Неспроста самый настоящий мозг, прикасаясь к которому Максимилиан испытывает ощущения, сравнимые с ударом током, это то, что мы видим крупным планом. Важное место в фильме занимает игра в го (кстати, играют черными и белыми шашечками, напомнившими мне таблетки). Прямо говорится, что эта игра символизирует хаотическую вселенную, в которой Максимилиан Коэн хочет найти особый код, чтобы мироздание расшифровать.
Для справки, го — логическая настольная игра с глубоким стратегическим содержанием. Это тоже подчеркивает смысл работы мысли в мозгу главного персонажа.
Макс, безусловно, человек необыкновенный, к тому же у него есть ряд психологических расстройств; несколько раз появляется секундный слайд, как он принимает капсулы. Макс страдает от боли в правом виске (для справки: кластерные головные боли – это резко выраженная серия приступов болевого синдрома в областях проекции головного мозга на стенки черепной коробки).
В моменты облегчения Коэн занимается теорией чисел, так что часть его квартиры – это массивный компьютер «Евклид». Максимилиан закрывает входную дверь на несколько замков и смотрит наружу через линзу дверного глазка. Этот необыкновенный человек живет в Нью-Йорке (кинолента создавалась именно там), поэтому о его таланте уже разнюхали. Любопытная поговорка «Смотри, куда выбрасываешь мусор», фраза произнесена журналисткой Дженни Робенсон. На улицу он всё же выходит, ездит в метро, смотрит на таблоиды и данные валютно-фондовой биржи.
Если сказать самую суть фильма, всем нужен не сам Максимилиан, а плоды его таланта: число, которое у него в голове. Хасиды думают, что это 216-значное число – и есть не упомянутое в Торе единственное истинное Божье имя, известное как шемхамфораш. Не отрицаем, Коэн – еврей. Каббалистическая община даже надевает ему еврейскую ермолку. Например, хасид Ленни показывает некоторые примеры гематрий — совпадений букв еврейского алфавита с числами и объясняет, что некоторые люди считают Тору кодом, посланным Богом. Для справки: «гематрией слова» называется сумма числовых значений, входящих в него букв.
По этому поводу Макс Коэн отмечает: 216-значное число ничего не значит, важен синтаксис – то, что между цифрами.
Главного персонажа преследует приторно-вежливая темнокожая журналистка. Видимо, она думает, что математик владеет какими-то секретными данными, проще говоря, что Максимилиан хакер и уже всё про всех пронюхал. Женщина грозит ему расправой, потому что закон жизни: силен тот, у кого оружие. Хасиды тоже не оценивают Коэна по достоинству, считая себя чистыми, чтобы знать информацию, которая именно его голову осенила.
Остросюжетный фильм еще и потому, что герой предстает перед нами с кровью – с побитым носом, часто непонятно почему: то очнулся в ванной комнате, то в вагоне метро. Насилия в фильме нет, если не считать движения кулака журналистки, агрессирует и хасид Ленни.
Есть ли в этом артхаусном кино идея? Когда смотришь, как Макс кружит по комнате, начинает кружиться голова. Математик помешан на идее: все остальные спрятались и сдались, а он будет идти до победы. возможно, можно было бы раскрыть проблему "гений и злодейство", но в фильме такая проблематика не прослеживается.
Порой кажется, что у Макса в голове стоит компьютерный чип, программирующий его мозг на лихорадочные усилия. На протяжении "повествования" несколько раз повторяются его тезисы-мантры: математика повсюду, язык природы в математике, всюду система, ее можно представить и понять при помощи теории чисел.
Понимание и напутствие герой пытается найти у учёного Сола Робсона; под конец старый математик покидает своего младшего товарища, его больше нет. Но при жизни Сол вспоминает "эврику" Архимеда, а затем поучает молодого товарища:
Когда твой мозг во что-то поверит, ты будешь находить это повсюду. Прими ванну. Не будет никакого порядка, только хаос. Остановись, ты бежишь к пропасти!
В начале фильма мы слышим голос главного героя, как будто он фиксирует события в виртуальном дневнике (у него не мозг, а компьютер); среди этих событий нет тех, которые обычно записывают в дневник. И кадры тоже – это обрывки, которые остались в голове у математика. Иногда появляется белый экран, один раз черный экран; не успеваешь застрять на каком-то слайде. Как нарочно, нет плавности в переходе от сцены к сцене, это нарезка кадров и слайдов.
В конце киноленты на секунду появляется электродрель, приставленная к виску Максимилиана им самим. И сразу смена декораций: теперь не разбитое зеркало в тесном санузле, а открытое пространство – парк; не угрюмое лицо, а улыбка.
Вначале было показано, что этот математик – гений: он может без затруднений за несколько секунд производить арифметические вычисления. Девочка с калькулятором азиатской внешности прибегает к нему, потому что живет по соседству и ей нравится его сверхспособность. Ее же мы встречаем в заключительных кадрах.
В финале Максимилиан Коэн – человек, который не может с ходу сложить, вычесть, умножить или разделить числа между собой. Обыкновенный человек – не калькулятор. Девочке пригодится машинка-калькулятор.
Примечательно, что дебютная кинолента Даррена Аронофски заслужила специальное упоминание Национального совета кинокритиков США за мастерство в киноискусстве. В чем мастерство? Вопрос риторический.
Спойлер: Клаустрофобам лучше не смотреть.
#кодмироздания
#математик
#фильм1998
#гений
#сверхспособности