Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О МИРСКОЙ СЛАВЕ

...которая sic transit gloria mundi, как известно.

Оливер Робертович Кромвель (1599-1658) был сыном английского помещика и мирового судьи, чьи валлийские предки обогатились на конфискации монастырей в правление Генриха Восьмого.

Оливер учился в лондонском колледже, знаниями не блистал, но хорошо играл в футбол. Учёбу он бросил, женившись на дочери торговца мехами, и уехал с женой в поместье, где стал варить пиво, делать сыр, продавать хлеб и шерсть...

От сельской скуки деятельный Кромвель занялся политикой. Спустя несколько лет он уже представлял свой округ в парламентской Палате общин, а после ссоры парламентариев с королём Карлом Первым затаил обиду на монарха и собрался эмигрировать в Америку, но что-то его удержало.

Кромвелю было за сорок, когда он снова стал парламентарием и участвовал в создании перечня злодеяний короля. Как и многие нынешные военачальники, Кромвель не имел военной подготовки, но компенсировал это политической активностью и с началом Гражданской войны быстро дослужился до звания генерал-лейтенанта.

В Парламенте его то возносили, то обвиняли в государственной измене. Кромвель искусно лавировал между сторонниками и противниками, парламентскую оппозицию подавил — и отомстил королю за давнюю обиду: в 1649 году Карл Первый был публично обезглавлен.

Сделавшись главнокомандующим, Кромвель оккупировал Ирландию и Шотландию, поразив современников жестокостью. Через год он установил личную диктатуру на подконтрольных территориях, а в 1653-м был объявлен пожизненным лордом-протектором с королевскими полномочиями.

Приметными особенностями правления Кромвеля стали:
— запрет на театральные постановки, танцы и вообще все увеселения и развлечения, кроме публичных казней,
— популярность правителя у простолюдинов благодаря казням и работе имиджмейкеров — даже парадные портреты в ту пору велено было писать "со всеми бородавками", которых у лорда-протектора хватало,
— полная недоступность: Кромвель постоянно менял места ночлега и находился под круглосуточной охраной небольшой армии телохранителей.

Умер правитель странно и скоропостижно, причиной смерти стало непереносимое сочетание инфекций. Лорда-протектора похоронили с большой пышностью, но из-за начавшихся беспорядков скоро пришлось призвать на трон сына казнённого короля. Этот принц, сделавшись Карлом Вторым, велел эксгумировать труп Кромвеля, провезти по улицам Лондона, повесить, а потом обезглавить. Отрубленную голову Кромвеля насадили на шестиметровую пику и украсили ею крышу королевского Вестминстерского дворца, где сейчас заседает парламент.

Голова постепенно мумифицировалась, и лондонцы любовались на неё следующие тридцать лет. Потом во время бури голову сдуло под ноги караульному солдату, он унёс её домой, и ещё больше двухсот пятидесяти лет обтянутый пожухлой кожей череп кочевал из рук в руки — от одного коллекционера к другому — до тех пор, пока в 1960 году многострадальная часть Кромвеля не была тайно захоронена в часовне одного из колледжей Кембриджа.

Случается по-всякому, но мирская слава в подавляющем большинстве случаев проходит — так, как у Кромвеля, или иначе, и довольно быстро. Правда, голову на пику для всеобщего обозрения сейчас обычно уже не насаживают. К сожалению для многих.