Эта книга оказалась одной из тех немногих, которые буду перечитывать. В определённой части потому, что сначала сюжет меня вообще не зацепил и я бежал глазами по строчкам, не особо вникая в перипетии главной героини.
Чем может увлечь описание сложностей жизни простой провинциальной девчонки, которой из-за тщедушности и нелюдимости достаётся в школе, а из-за ненужности - от отчима да и матери тоже? Буллинг у меня не самая любимая тема для чтения. Так что поначалу книга вовсе не соответствует обещаниями на обложке.
А несколько кратких цитат на глянцевой поверхности книги с романом Олега Гладова "Полли хочет крекер", вышедшим в издательстве Феникс, вот что обещали:
Урбанистический нуар, неуловимо перетекающий в детектив...
Триллер в жанре роад-муви с налётом мистического реализма...
Критики высмотрели здесь киберпанк...
Мужская проза с непредсказуемым финалом...
Так вот, сначала оценю аннотации. Урбанизм имеется, но лишь лёгким фоном. Нуар тоже встречается, как и детективная линия, оба они настолько нестандартны, что заметить их сложно. Триллер - да, причём несколько раз, не главенствует. Автобусное роад-муви понравилось, но это лишь эпизод. Киберпанком даже не пахнет, критики идут на курсы литературоведов.
А вот духом искренне мной любимого со времён "Ста лет одиночества" мистического реализма роман буквально пропитан. А уж финал и на самом деле непредсказуемый: резкий и жёсткий уход в жанр научной фантастики буквально перевернул мой взгляд на роман, сюжет и мнение об авторе.
Роман мне прислали из издательства уже давно, больше года назад точно. Договорились с Фениксом на обзор книг серии "Хроники Некрономикона", а посылку дополнили этой книгой. Никаких обещаний не давал, роман так и остался отложенным на потом. "Потом" наступило и, пусть с опозданием, но скажу "Фениксу" спасибо за отличную книгу.
"Полли хочет крекер": книга о поисках себя
574 страницы, отличная белая бумага, твёрдый переплёт, кислотная обложка. Качество оформления скрывает под собой не только труд издателей, но и на самом деле нестандартный сюжет. И то, что "Феникс" ищет и находит таких авторов, как Олег Гладов, лично в меня вселяет уверенность в жизнеспособности бумажных книг на фоне засилия книг электронных.
Ладно, давайте о книге. История Полли становится таинственной буквально с первых страниц. К странной забитой девушке в день её 18-летия в дверь квартиры стучится... адвокат. Никогда не виданный ею отец оставил дочке в наследство комнату в Москве.
И через несколько часов Полли буквально сбегает из ненавидимого ею городка в неизвестность, во взрослую жизнь, в столицу. И начинается тот самый детектив, который не детектив: большая пачка денег, непонятные знаки из прошлого. Поиски отца, историю жизни которого приходится разматывать от конца, от его могилы.
А в это же время тот же адвокат вручает документы на огромный автобус ещё одному наследнику. Кибер (это кличка) тоже никогда не видел отца, да и о наличии у него сестры по имени Полина знать не знал. Просто катился по жизни, причём чаще всего вниз.
Современный городской маргинал, без денег, без жилья, без совести, но с глубоко спрятанными принципами, о которых он и сам не догадывался, получает шанс. На что? Ему не важно - просто шанс изменить свою обычную реальность. Он не ищет отца, он ищет себя. Впрочем, Полли тоже ищет себя, только не догадывается об этом.
Это два главных героя романа. И их судьбы сплетаются вместе не этим внезапно свалившимся наследством, а чем-то, что на самом деле можно назвать мистическим реализмом.
У автора, несмотря на нуарный городской антураж всей книги, получилось сплести воедино много на первый взгляд не связанных сюжетных линий. Часть из историй второстепенных героев оборвана, это факт. Но только после окончания книги я понял, что это как раз неплохо - иногда лучше отрезать лишнюю нитку, чем продолжать её тянуть, запутывая весь клубок.
Никакой фантастики на 538 страницах романа нет. Детектив, юмор местами с хорошей долей чёрного, чуточку треша, взрослые моменты, нуар и триллер - всё есть, а фантастики нет.
А вот последние 36 страниц резко и внезапно переворачивают весь сюжет с головы на ноги. Да, именно так (не с ног на голову), приводят все эти мистические и реальные совпадения, на которых построены судьбы героев, к стройной логической завершённости научной фантастики.
- Ничего не расскажу, будут спойлеры, просто знайте - каждый поступок Полли и Кибера был не случайным. И это настоящая фантастика, жалею только об одном - что не прочитал и не познакомил вас с ней раньше.
И после закрытия последней страницы я понял, что чуть позже перечитаю роман. Потому что точно упустил некоторые мотивы, не понял некоторые ходы, счёл ненужными некоторые линии, не узнал всех персонажей. Написано на самом деле талантливо, грамотно, закручено и необычно. Необычно, но талантливо.
Книгу рекомендую, редко попадается такая нестандартная фантастика, спасибо автору и издательству "Феникс" за роман. Оставлю пару ссылок: бумажная книга на Лабиринте и аудиоверсия на ЛитРес (сам не слушал, но интересно, как Сергей Чонишвили справился с текстом из набора символом в последних главах).