Отправная точка наших кулинарных приключений двадцать второго сезона выпала на Самару. Миллионник неоднозначный во всех отношениях. Изначально, благодаря пересечению транспортных путей, населенный людом торговым, лавочниками да лабазниками, не имея интеллигентного дворянского гнезда, город отличался исключительной простотой нравов, грубостью и порочностью. Пыльные улицы, вонь из подворотен, прескверные дороги, невзрачные приплюснутые здания, такой выглядела Самара на рубеже 19 и 20 веков.
Великие люди того времени категоричны в своей оценке городу на Волге. «Люди спивались и свинели в этом страшном, пыльном, некрасивом городе, окруженном мещанскими слободами» писал Алексей Толстой несколько лет проживший здесь. «Прежде всего, в Самаре бросается в глаза общий характер её архитектуры. Тяжёлые, без каких-либо украшений, тупые и как бы чем-то приплюснутые дома заставляют предположить, что и люди, живущие в них, тоже тупы, тяжелы и приплюснуты жизнью. Затем вы, конечно, узнаете, что в городе не хватает учебных заведений, больниц и всего прочего, чего не хватало во всех тех городах, которые вы имели удовольствие или неприятность посетить ранее Самары. Разница только в том, что Самаре не хватает этого более других поволжских городов. Она также более грязна, пыльна и пахуча, чем, например, Казань и Астрахань; у неё более скверные мостовые, чем в Нижнем и Ярославле. В ней в течение года, до введения винной монополии, выпивалось водки столько же, если не больше, сколько её выпивает за этот срок Нижний с Кунавиным и ярмаркой, и в ней такие же дикие нравы, как и в столице Башкирии — Уфе. А сколько она пьёт водки теперь, я ещё не подсчитал.» Это отрывок из очерка Максима Горького «Самара во всех отношениях. Письма одного странствующего рыцаря».
Однако одновременно, наряду с общей неустроенностью и неинтеллигентностью, город приемистый, активно развивающийся, окруженный природной красотой, на берегу великой реки. Здесь организован первый в России выборный распорядительный орган местного самоуправления, профилактическое учреждение борьбы с бешенством, санаторий кумысолечения, город трудовой доблести и боевой славы.
Чемпионат мира по футболу 2018 года, кардинально преобразовал город. Футуристический стадион на 45 тысяч мест, новые дороги с реверсивными светофорами, современные здания. Хотя справедливости ради надо признать, верная своей неоднозначности, Самара преобразилось лишь вдоль основных туристических потоков, оставаясь такой же неухоженной на периферии.
Лучший вид на город открывается, несомненно, со смотровой площадки железнодорожного моста, на секундочку самым высоким в Европе. Вокзал, благодаря своим архитектурным особенностям и географическим местоположением, метко прозван местными жителями – концом Льва Толстого.
С него открывается неоднозначный опять же вид на городские кварталы – новые микрорайоны и историческая застройка в одной связке с могучей железнодорожной полосой отчуждения.
В гастрономическом плане в Самаре так же не все гладко. Как уже сказано ранее город заселялся людьми торгового и служивого сословия разного вероисповедания, социального статуса с разных уголков Руси. Отсюда бытовая разрозненность и неустроенность в гастрономическом плане. Не было здесь, да и нет поныне, своей отличной от других истинной самарской кухни, нет своего настоящего исконно посконного местного блюда, подобно тульскому прянику или пермского посикунчика. Разные жизненные уклады и гастрономические привычки существовали обособленно и лишь с течением времени приобрели общие черты, благодаря щедрой на дары Волжской реки.
Рыба, сезонные овощи, яблоки, вишня, домашняя птица, молоко, мука -основа многих самарских блюд. Прибавьте сюда различные кулинарные техники и обработки, умножьте на национальные нюансы приготовления и на выходе впечатляющий ассортимент вкусных разностей.
Само собой блюда делились по социальному признаку, кухня люда простого и богатого сословия. И хотя в основе своей они несли одинаковые базовые продукты, но последние были более мудреней в кулинарных приемах, а также сдабривались некоторыми привозными и заморскими компонентами.
Разнообразные хлебобулочные изделия, пироги, рыбники, курники, сочни, блины с начинками и без встречаются здесь повсеместно. Естественно уха, и все разнообразие рыбных блюд от припущенной до хрустящей зажарки.
В Самаре впервые замечаем гастрономическую особенность, которая по мере продвижения на юг встречается уже повсеместно. Арбуз предлагают попробовать с горбушкой круто посоленного ржаного хлеба. В некоторых случаях, помимо соли, хлеб натирают зубчиком чеснока. Неоднозначное сочетание, интересный experience. К такому нужно привыкнуть с детства. Справедливости ради скажу, что стоит сменить черный хлеб на свежевыпеченную тандырную лепешку, а еще лучше горячую сдобную ватрушку или сметанник, сочетание кажется идеальным. Прохладная, сочная арбузная сладость с мягко-сдобным мякишем булки из белой муки ласкает вкусовые рецепторы. Если добавить сюда небольшой ломоть сыра с благородной голубой плесенью — это нечто божественное. Обязательно попробуйте, тем более, что сезон красной ягоды в самом разгаре.
Лучшее время для посещения Самары, на наш скромный взгляд, самый конец лета, начало осени. Это позволит в полной мере попробовать, образно говоря, город на вкус, прокатиться на вечернем теплоходе, вдоволь побродить по старым кварталам, облагороженной набережной, посетить аппетитные локации, коих здесь имеется немало.
Продолжение следует…
Готовьте с удовольствием и приятного аппетита!