Найти в Дзене
Эволюция Мысли

Какой может быть экономика, основанная на духовных ценностях?

С момента зарождения Веры Бахаи в середине XIX века, эта мировая община усердно трудится над воплощением принципов учения в своей жизни, в семьях и местных сообществах. Теперь мы можем видеть первые плоды учения — зачатки общества, основанного на справедливости, любви и единстве. И все же один вопрос остается неясным — какой может быть экономика, основанная на духовных ценностях? Если взглянуть на современную экономику, выглядит так, будто в мире нет места, где она работает на благо большинства людей. Экономические модели и формулы не дают ответа на вопрос о том, как изменить систему, чтобы она соответствовала духовным ценностям. Несколько учений Бахаи напрямую касаются этого важного вопроса — принципа духовного решения мировых экономических проблем. В своем выступлении в июле 1912 года Абдул-Баха сказал следующее: «Основы экономической жизни в целом имеют божественную природу и взаимосвязаны с миром духовных и сердечных чувств. Эти вопросы всесторонне рассматриваются в учении Бахаи, и
Как мои решения в экономической сфере влияют на местное сообщество и на мир в целом?
Как мои решения в экономической сфере влияют на местное сообщество и на мир в целом?

С момента зарождения Веры Бахаи в середине XIX века, эта мировая община усердно трудится над воплощением принципов учения в своей жизни, в семьях и местных сообществах. Теперь мы можем видеть первые плоды учения — зачатки общества, основанного на справедливости, любви и единстве. И все же один вопрос остается неясным — какой может быть экономика, основанная на духовных ценностях?

Если взглянуть на современную экономику, выглядит так, будто в мире нет места, где она работает на благо большинства людей. Экономические модели и формулы не дают ответа на вопрос о том, как изменить систему, чтобы она соответствовала духовным ценностям. Несколько учений Бахаи напрямую касаются этого важного вопроса принципа духовного решения мировых экономических проблем. В своем выступлении в июле 1912 года Абдул-Баха сказал следующее:

«Основы экономической жизни в целом имеют божественную природу и взаимосвязаны с миром духовных и сердечных чувств. Эти вопросы всесторонне рассматриваются в учении Бахаи, и только зная эти принципы, можно добиться улучшения экономического положения. Бахаи борятся за улучшение и усовершенствование жизненных условий, но не призывают к мятежам и насилию, — они идут путем мирного переустройства, а не военных столкновений. Если сердца объединятся крепкими духовными узами, и в них воцарится любовь, то богатые будут с радостью оказывать помощь бедным и содействовать установлению справедливого и неизменного экономического порядка… Поэтому стремитесь обрести чувство любви, дабы она возгорелась и озарила ваши сердца. Когда в них воссияет духовная любовь, то она подобно электрическому свету озарит и просветит всех окружающих. Любые свершения станут возможными, если воцарится в мире человеческом чувство любви к Богу. Она есть подлинная основа всех экономик».

Позже Всемирный Дом Справедливости, демократически избранный руководящий орган Веры Бахаи, написал:

“Любое устойчивое изменение к лучшему в материальных делах [человечества] требует изменения в его духовном состоянии”.

Здание Всемирного Дома Справедливости, Хайфа, Израиль
Здание Всемирного Дома Справедливости, Хайфа, Израиль

В письме Шоги Эфенди, Хранителя Веры Бахаи, написанном от его имени в 1931 году, говорится:

«Главное внимание следует уделять духу, который должен пронизывать нашу экономическую жизнь, и он постепенно выкристаллизуется в определенные институты и принципы, которые помогут создать идеальные условия, предсказанные Бахауллой».

Социальный сельскохозяйственный проект бахаи в Индии
Социальный сельскохозяйственный проект бахаи в Индии

За последнюю четверть века бахаи разработали проекты духовного преображения и изменений в социальной сфере. Сейчас эти проекты осуществляются по всему миру, в деревнях и городах. Некоторые программы расширились и продвинулись настолько, что начали образовываться местные экономические институты. Всемирный Дом Справедливости призвал изучать в этих общинах модели экономической справедливости и взаимоотношений, основанных на духовных принципах. В письме Всемирного Дома справедливости об этом новом направлении деятельности говорится:

«...процесс построения общины... повсюду создает идеальную среду для постепенного, но последовательного накопления знания и опыта о более высоком предназначении экономической деятельности... пусть в ближайшие годы это исследование станет более отчетливой чертой общинной жизни, институциональной мысли и индивидуального действия».

В этом письме говорится о том, как заложить фундамент для строительства новой мировой экономики, который не будет являться просто результатом рассуждений. Такой фундамент будет основан на продвижении духовной трансформации и создании местных сообществ, а затем уже конкретных действий по переустройству экономики.

Прежде чем мы сможем изменить экономику, мы должны изменить образ нашего мышления и отношения друг с другом — увидеть экономику, построенную на духовных ценностях и на бескорыстном служении человечеству. Другими словами:

«Цель — научиться тому, каким образом участвовать в материальных делах общества так, чтобы это соответствовало божественным наставлениям, и как в практическом смысле можно способствовать коллективному процветанию благодаря справедливости и щедрости, сотрудничеству и взаимопомощи».

Мы живем в особое время. Никогда еще не были так очевидны проблемы саморазрушающегося глобального капитализма. Но даже те, кто это понимает, все еще не смогли сформулировать альтернативу такому развитию. Нам же предстоит найти принципиально новое решение. Первого марта 2017 года Всемирный Дом Справедливости написал об этом:

«Особенно …, где процесс построения общины начинает охватывать большие массы людей, экономические взаимоотношения в семьях, соседствах и между группами населения должны во все большей мере основываться на увещаниях, содержащихся в Писаниях Бахаи. Не довольствуясь теми ценностями, которые преобладают в существующем порядке, что окружает их, друзья повсюду, где бы они ни проживали, должны обдумывать применение учения в своей жизни и, используя возможности, которые их обстоятельства предлагают им, вносить свой собственный индивидуальный и коллективный вклад в экономическую справедливость и социальный прогресс. Такие усилия обогатят увеличивающуюся копилку знаний в этой сфере».

Участники социального финансового проекта в Муруне, Монголия
Участники социального финансового проекта в Муруне, Монголия

Как и при решении других мировых проблем, усилия должны быть сосредоточены на местных сообществах, а индивидуальные действия должны вести к совместному накоплению знаний. Это альтернативный взгляд на укоренившееся убеждение, что мы бессильны перед лицом экономики, которая способствует конкуренции и эксплуатации, а не сотрудничеству и служению. Такой подход означает, что совместными усилиями мы можем изменить нашу экономическую реальность, что экономика — это постоянно развивающийся результат наших действий и решений. Как заметил Дом Справедливости в том же письме от первого марта 2017 года, на индивидуальном уровне вызов заключается в принятии ежедневных экономических решений в соответствии с духовными идеалами:

«Каждый выбор, который делает бахаи, — работник или работодатель, производитель или потребитель, заемщик или кредитор, даритель или одаряемый — оставляет свой след, и нравственный долг вести слаженную жизнь требует того, чтобы наши экономические решения согласовывались с возвышенными идеалами, чтобы чистота наших целей сочеталась с чистотой наших действий при достижении этих целей».

Учитывая это, верующие по всему миру переосмысливают свои действия: «Как мои решения влияют на местное сообщество и на мир в целом? Как я, работая, могу лучше служить другим?»

Многие уже отвечают на эти вопросы своими действиями: сотрудничают с социально ориентированными организациями, покупают местную продукцию. В некоторых местностях проходят конференции, посвященные обсуждению опыта экономических проектов, опирающихся на духовные принципы. Это лишь некоторые примеры решения непростых проблем, о которых мы все должны подумать.