Это произошло в далёкие восьмидесятые годы века эдак так двадцатого. Довольно значительная группа старшеклассников под руководством учителя географии одной самой обычной школы самого обычного областного центра отправилась в поход по красивейшим местам своей малой Родины. Шла уже вторая половина этого мероприятия. Лагерь путешественников был разбит на берегу маленькой, но очень красивой и коварной речушки быстрое течение которой сменялось тихими глубокими омутами как вдоль русла, так и с течением времени. Если в начале недели здесь был брод, то к выходным, возможно, для переправы придётся плыть даже двухметровому путнику. Палатки стояли выходом на обрывистый песчаный берег, вдоль которого прямо по краю обрыва в невысокой траве уже была протоптана тропинка от палатки к палатке. Для купания же был выбран пляжик, расположенный метрах в ста выше по течению, на противоположном левом берегу.
Напротив своей палатки, прямо на земле, свесив ноги с обрыва, в ожидании долгожданного ужина сидел Ящик. Я буду употреблять в повествовании устоявшиеся прозвища персонажей. Дело в том, что дети и подростки зачастую очень ёмко характеризуют своих товарищей именно с помощью своих фольклорных идентификаторов. Зная прозвище зрелого человека, присвоенное ему товарищами в детстве, порой, можно получить точную характеристику тщательно скрываемых отрицательных черт его характера, которые рано или поздно всё равно проявятся как чёрт из табакерки. Но это, как принято говорить, не точно. Бывают яркие анекдотичные ситуации, послужившие источником появления ярлыка персонажа, на самом деле не имеющие к его характеру совершенно никакого отношения. Так мне рассказывали, что неудачно сформулированный вызов преподавателя к доске на первом занятии привёл к закреплению за парнем прозвища, которое его сопровождает всю жизнь. Раздумывая над тем, кого бы вызвать отвечать, преподаватель, разглядывая список группы, сказал: "'С кого мы начнём. Начнём с конца. Яблоновский (фамилия изменена с точностью до первой буквы), к доске"'. И до сих пор солидного, можно сказать, пожилого человека его бывшие сокурсники за глаза зовут "`концом"'. Но вернёмся к нашему участнику похода. Прозвище Ящик, как может показаться на первый взгляд, не носило негативного оттенка. Во-первых, оно было несколько созвучно с его фамилией, но, главное, это был крепкий коренастый парень, с открытой, жизнерадостной душой и общительным характером. Он сумел сохранить в себе доверчивого ребёнка, хотя его весовую категорию лёгкой не назовёшь. Глядя на него сразу вспоминалась известная в те времена композиция группы "`Круиз"' под названием "`Квадратный человек с квадратной головой"'. Кроме перечисленных, у Ящика был ещё очень длинный ряд достоинств. Например, его оптимизму стоит подражать всем без исключения. Но была у него также одна черта характера, которую Шурик -- это другой персонаж нашей истории, в те времена считал отрицательной. Прозвище "`Шурик"' было присвоено в силу некоторого духовного сходства этого отличника с главным героем бессмертных комедий А. Гайдая. По моим оценкам Ящик и Шурик относились друг к другу очень уважительно и доброжелательно. Каждый из них не мог себе позволить остаться безучастным к судьбе товарища. Черта, которая должна была быть непременно исправлена у Ящика являлась непоколебимой убеждённостью последнего в том, что учиться не нужно от слова "`совсем"'. Шурик же безуспешно пытался перевоспитывать друга, крася розовым валиком горизонт. Мол, если ты получишь образование и почувствуешь в себе призвание к сортировке мусора или стеклотары, то работать в этой должности будет можно, в противном случае, даже, если у тебя будет возможность стать директором завода, реализовать её без диплома будет крайне трудно.
Когда Ящик смотрел на облака за тем берегом, я возвращался из прогулки в кусты налево, где, как Вы понимаете, заодно любовался красками надвигающегося заката утомлённого августовским зноем солнца. Проходя через луг, я заметил вдавленную в чернозём сковородку. Посуда, похоже, пострадала от колеса наехавшего на неё трактора после пикника местных механизаторов. Я не без труда извлёк из грунта сплюснутую и изогнутую сковороду. Хотелось как то украсить вечер нашей компании каким-нибудь остроумным розыгрышем. Говорить, что я такой крутой, что легко погнул нашу сковороду таким образом, было пошлой банальностью. Двигаясь по уже описанной тропинке вдоль обрыва перед палатками и как бы невзначай размахивая сковородой так, чтобы никто раньше времени не обнаружил следы деформации, я уже был внутри лагеря. И тут я увидел подарок Фортуны в лице восседающего на берегу Ящика. Свернув к мечтателю с тропинки, я как бы в шутку, достаточно сильно, чтобы тот не сразу заметил подвох, но не настолько, чтобы голова Ящика пострадала, ударил его по макушке. Повернувшемуся философу, в ответ на его справедливый, но ещё не сформулированный, гнев я как ни в чём не бывало начал развеску лапши крупными партиями.
-- Вот это у тебя, Ящик, не голова, а дом Советов, -- с удивлением восхитился я, -- сковороду так изувечило, а макушке глубоко фиолетово. Даже причёска как у Джеймса Бонда не испортилась. Ты как тренировался, чтобы научиться так держать удары судьбы?
Ящик был простодушным парнем, но не до такой степени, чтобы сразу повестись на такой развод. Он внимательно осмотрел сковороду, поводил по затылку ладонью и, решив, что здесь что-то не так, сразу заключил, -- Врёшь ты всё. Не бывает такого, и, вообще, зачем сковородку изуродовал? На чём готовить будем?
Я уже смирился с фиаско своей кампании по розыгрышу Ящика, но попытался продолжить стандартно блефовать.
-- Да, я тебе говорю, думал стукну тебя за то, что плохо костёр организовал во время дежурства, а тут на тебе. Ты своей тыквой перевёл вполне работоспособную сковороду в состояние "`восстановлению не подлежит"'. Колись, где научился таким приёмам?
Лесть о том, что он обладает такими сверхспособностями, начала точить непоколебимую уверенность Ящика. И тут он увидел, что неподалёку с гитарой сидит Шурик. Зная абсолютную беспомощность Шурика в искусстве лжи, потенциальный супермен бросился к что-то наигрывающему на походной гитаре приятелю.
--Шурик, ты видел, Митька действительно погнул о мою голову сковороду, или дезинформирует нехороший человек, -- в переводе на литературный спросил Ящик.
Руки мои опустились вместе со сковородой. Я тоже десять лет знал Шурика и совершенно точно поставил бы на то, что сейчас он поставит жирную точку в моей попытке разыграть мечтателя на берегу.
-- Я не видел, как он тебя бил, -- с патологической честностью признался Шурик, -- но если бы ты учился на уроках физики, а не любил буйволообразных из семейства полорогих, то знал бы закон изменения импульса и не задавал бы глупых вопросов, -- неожиданно добавил он интриги в почти провалившийся блеф.
Народ потихоньку стал подтягиваться к нашей компании. Шурик, как и я, и Ящик был уже порядком не сыт. Наверное, поэтому его понесло как и Остапа Бендера в "`Двенадцати стульях"' бессмертного творения Ильфа и Петрова (Помните, что Остап два дня ничего не ел, и его понесло в нововасюковском клубе Четырёх коней). Сначала Шурик привёл пример из учебника, который рекомендовал быстро бежать по тонкому льду. Несмотря на то, что удары по льду наносятся более сильные, по сравнению с медленным, осторожным перемещением лёд не успевает проломиться, и человек может успеть пробежать опасный участок. Пробовать Шурик не советовал, но при прочих равных условиях по физическим канонам бегунам должно вести больше, чем стоящим ползунам. Затем Шуриком был хорошо проиллюстрированный в кинематографе пример с выстрелом в прикрытую дверь. Если стрелять из пистолета даже в незапертую дверь, последняя получит сквозное отверстие. А если подойти к двери и толкнуть её пальцем, то она откроется. То же самое мы наблюдаем со стеклом. Автоматная очередь в стекле оставляет отверстия с лучами трещин, расходящимися в стороны, а удар по стеклу предметом такого же размера, но меньшей скорости разбивает всё стекло на куски.
К концу убедительной лекции оратора, содержащей научно обоснованные аргументы неопровержимости моей аргументации, я окончательно понял, что Шурик врать не может, а разыгрывать умеет не хуже меня.
Солнце уже почти зашло за горизонт, но в лагере было светло от сияния Ящика. Его гордая улыбка просто физически светилась ореолом сияния света полученного познания. Он теперь крепко держал в руках неопровержимое доказательство своей уникальной исключительности в лице погнутой сковородки.
С пляжа подтягивались, не оставляющие надежду поужинать сегодня, запоздалые купальщики. Среди них оказался ещё один участник серии экспериментов со сковородкой. По чётным числам его звали Батыр, а по нечётным Большой. Поскольку я не помню какое тогда было число, давайте, для определённости, использовать второй вариант его прозвища. Чтобы не утомлять читателя повторениями, если Вы хотите получить представление об этом персонаже, перечитайте описанную ранее характеристику Ящика. Единственное принципиальное отличие между этими героями заключалось в том, что Большой был на тридцать сантиметров выше и шире Ящика. Но это не давало ему никакого преимущества в области любви к физике.
Светящийся Ящик гордо поведал вновь прибывшим о своих суперспособностях по уничтожению металлической посуды в обход черепно-мозговых травм. В качестве доказательства им предъявлялась уже знакомая нам сковородка.
Большой напрочь отказался верить в эту легенду. Ящик с той же убеждённостью, с которой отказывался верить мне, теперь доказывал обратное, подкрепляя свои аргументы научно неопровержимыми примерами из школьных учебников по физике. Кстати, все вышеприведённые Шуриком задачи действительно можно найти в учебных пособиях по физике для поступающих в вузы.
Спор накалялся. Большой и Ящик решили установить истину экспериментальным путём. Ящик бережно спрятав вещественное доказательство своей исключительности в свою палатку, взял нашу походную сковороду и не обращая внимание на то, что она раза в полтора больше эталонного экземпляра, бесстрашно уселся на краю обрыва. Проинструктировав Большого, что бить нужно сильно и резко, иначе можно разбить голову, вновь устремил свой взгляд к горизонту за тем берегом. Большой разглядывал новый экземпляр сковороды, то ли сомневаясь, то ли проверяя экспонат на наличие подвоха.
Наконец, со всего маху большой довольно сильно приложился сковородой по макушке Ящика. Казалось, что голова Ящика вошла в туловище и стала на уровне плеч.
Ни я, ни Шурик не могли себе представить, что эксперимент идёт по настоящему. Мы искренне считали, что ребята разыгрывают собравшуюся вокруг компанию, чтобы восхитить смелостью девушек. Удар, по нашему мнению должен был закончиться имитацией подзатыльника с соскальзыванием в сторону. После чего Большой должен был крутить и размахивать сковородой, пока её вновь не удастся подменить найденным мною погнутым экземпляром. Честно говоря, в успех такого фокуса верилось с трудом, но мы думали, что они пытаются сделать что-то вроде этого.
-- Так нельзя -- скорость сковороды слишком низкая, -- начал пояснять причину неудачи Шурик, имея ввиду, что скорость пули значительно превосходит скорость Большого, и ни к чему хорошему такие эксперименты привести в принципе не могут. Но наши юные физики поняли его критику каждый по своему. Большой решил, что бить нужно ещё сильнее и резче, а Ящик... А Ящик ломанул прямо с обрыва, пока Большой не успел повторить свою попытку. Метров семь вниз до воды он летел быстрее и сковороды, и Большого и, наверное, пули из учебника, далее, почти не касаясь поверхности, как на подводных крыльях, он пробежал на ту сторону речки и скрылся в густых зарослях.
Потом оказалось, что за время стоянки на этом месте река намыла здесь брод.
Когда, уже ночью Ящик появился в лагере, мы с Шуриком пытались поговорить с ним, чтобы объясниться, что не ожидали, что так получится. В ответ наш герой жизнерадостно улыбался и благодарил нас за интересную импровизацию, позволившую ему переправить незаметно для руководителя похода две бутылки водки, спрятанные на том берегу. Оказалось, что я своей измученной сельскохозяйственной техникой сковородой как раз прервал его размышления о том, как можно, наконец, незаметно, отправиться к месту схрона. И тут удача прямо на голову!
Попробуйте "`предсказать"' карьерный рост и возможные повороты судьб наших героев. Интересно сравнить Ваш прогноз с оригиналом.