Кого-то лучше сразу отговорить от свадьбы, предлагал Камалтынов. Минобрнауки РТ хочет семейные кабинеты в школах
«Не заложен ли в браке конфликт, который неизбежно приведет к разводу? Может быть, кого-то остановить, прежде чем заключать брак? Сказать: «Ребята, не торопитесь, подумайте», — рассуждали накануне в Госсовете РТ о том, как в Татарстане сохранять семейные ценности и спасать пары от разводов. На фоне других регионов Поволжья республика смотрится хорошо, но для депутатов и чиновников загса это слабое утешение. По сравнению с прошлым годом в РТ число разводов снизилось на 480, а браков стало больше только на 7. О том, почему городская молодежь не спешит вступать в брак и нужно ли возвращать народные заседания в судах при разводе, как в советское время, — в материале «БИЗНЕС Online».
Статистика по разводам в Татарстане улучшилась — на 0,1%
Рост количества разводов — это проблема, которая касается всего мира, обозначила в начале заседания председатель комитета Госсовета РТ по социальной политике Светлана Захарова. И ладно бы дело касалось лишь супругов. «Мы говорим не только о том, что не хотят жить вместе два взрослых человека. Вопрос встает и о детях наших несовершеннолетних, как будет происходить воспитание после развода», — беспокоилась депутат за подрастающее поколение. Как выяснилось, в Татарстане статистика пока улучшается, но, мягко говоря, есть куда стремиться. За 7 месяцев этого года зарегистрировано 12 810 браков и 8 174 развода, а за аналогичный период прошлого года было 12 803 брака и 8 654 развода, доложил замначальника управления загса кабинета министров РТ Ренат Ахметзянов. По соотношению числа разводов на 1 тыс. браков Татарстан в Приволжском федеральном округе (ПФО) выглядит лучше других регионов. В рейтинге республика занимает первое место (603 развода на 1 тыс. браков), на второй позиции — Мордовия (691), а на третей — Нижегородская область (702), отметил чиновник. И уточнил, что средний показатель по России — 698 разводов на тысячу новых пар.
«Наиболее кризисным периодом для семейной жизни является первые 5–10 лет. Именно на этот период в 2021 году пришлось более 60 процентов расторжений, — отметил Ахметзянов. — Значительное количество расторгнутых браков (у мужчин — 18 процентов, у женщин — 39 процентов) приходится на возрастную группу 30–39 лет». Как пояснили в загсе, основные причины — это «непонимание, супружеская неверность, неудовлетворенное материальное положение семей». При этом зачастую супруги расходятся спонтанно, на эмоциях, и поэтому важно применять «различные примирительные процедуры».
Татарстан уже работает над укреплением семейных ценностей — здесь и Дни отца и матери, и конкурс «Семья года». По сути, личный вклад в благое дело вносит президент РТ Рустам Минниханов, который ежегодно принимает лучшие семьи республики в Казанском кремле, отмечалось в докладе. Но вот механизмы расторжения надо усовершенствовать, возможно, ввести обязательную процедуру медиации, отметил спикер. Заместитель председателя Верховного суда РТ по гражданским делам Айдар Галиакберов позже вспомнит Кодекс о браке и семье РСФСР, в котором оговаривался 6-месячный срок для примирения сторон, а судья рассматривал расторжение брака с участием двух народных заседаний. «Они (участники заседаний — прим. ред.) знают этих людей, а судья может и не знать. Судью убеждали: „Пожалуйста, дайте им срок. Сегодня же картошку вместе копали, ходили они… Дайте им срок. Это у них случайно“», — сказал Галиакберов. Народные заседания и сегодня были бы не лишними, уверен зампред ВС РТ.
Для пущей убедительности он тоже привел цифры. В первом полугодии этого года мировые судьи в Татарстане рассмотрели 5 559 дел о расторжении брака. Из них 4 674 удовлетворены, 648 прекращены, а 151 оставлено без рассмотрения. Еще в двух случаях было отказано. По сравнению с прошлым годом цифры лишь немного уменьшились, огорчился участник заседания.
Камалтынов: «Может быть, кого-то остановить, прежде чем заключать брак? Сказать: «Ребята, не торопитесь, подумайте»?
Более «живой» оказалась статистика директора центра семьи и демографии Академии наук РТ Чулпан Ильдархановой. По данным соцопроса, который ученые провели вместе с управлением загса, есть 6 основных причин для развода: неудовлетворенность межличностными отношениями — 39% (особенно актуально для людей с 26 лет), измена — 27%, алкоголизм — 23% (для людей от 41 до 55 лет), вмешательство родственников в дела семьи — 19%, материальные сложности — 15% (для людей до 26 лет), стесненные жилищные условия — 11%. Депутат Госсовета РТ Алексей Созинов поинтересовался, есть ли данные, которые бы подтверждали, что медиация тут поможет. Такая статистика только в Казани, и результат довольно скромный, не стал приукрашивать взявший слово Ахметзянов. И отметил, что цифры тут далеко не главное: даже если несколько пар сохранят отношения, работа была проведена не зря. Из прошедших медиацию пар 30% сохранили брак, более конкретно ответила уполномоченный по правам ребенка в РТ Ирина Волынец.
«По сути, развод закладывается в браке, да? — вступил в разговор вице-спикер Госсовета Юрий Камалтынов. — Если брачующиеся пришли в загс, то вероятность 50 на 50: либо они будут жить долго и счастливо, либо разведутся. Есть ли какая-то система изучения тех, кто вступает в брак? Не заложен ли в их браке конфликт, который неизбежно приведет к разводу? Может быть, кого-то остановить, прежде чем заключать брак? Сказать: „Ребята, не торопитесь, подумайте“. Получается же так, что они начинают сталкиваться с какими-то проблемами и в итоге выходят на расторжение брака. И заложено это, возможно, в системе их воспитания в своих семьях. Либо есть непонимание роли и значения семьи».
Ильдарханова подтвердила, что пропаганда института семьи среди молодежи пока недостаточная. Но усомнилась, стоит ли заранее пугать парней и девушек возможными сложностями в семейной жизни. «Я не это имел в виду. Не запугать, — прервал ее Камалтынов. — На основании тех результатов, которые вы получаете по результатам изучения причин разводов, вы наверняка доходите вплоть до психологического портрета тех, кто разводится. То есть все аспекты — и экономические, и социальные, и физиологические, и психологические. И, изучив портрет, сказать: „Ребят, в вашем браке однозначно или на 90 процентов имеется риск, что вы разведетесь“».
Для примера депутат назвал летчиков и врачей, которых сначала тестируют на профпригодность. И, по его мнению, такого плана работы стоило бы проводить перед заключением брака. Ильдарханова на это отрезала: рекомендаций по «невступлению в брак» для определенных категорий разрабатывать не будут. Замминистра по делам молодежи РТ Алла Кондратьева предложила вести отдельную статистику по молодым семьям, для того чтобы знать причину их разводов. «Это связано и с тем информационным полем, в котором они живут, больше будет связано с профессиональным ростом супругов, жилищными условиями. И результаты по нашей социологической группе будут показывать, что молодожены вообще говорят, что никаких детей, мы даже думать о них не будем, пока у нас не появится своего жилья», — прокомментировала Кондратьева. В то же время констатировала, что в малых населенных пунктах молодые люди пока сохраняют активность по заключению браков, а в городских округах «разводиться-то не идут, потому что они и жениться-то не идут».
Скоро разводов будет мало, поскольку и браков крайне мало, выступила в том же ключе замминистра образования и науки по РТ Алсу Асадуллина. По ее словам, скоро разводов будет мало, поскольку и браков крайне мало. «Молодежь не торопится жениться, уже не говоря о том, чтобы заводить детей. На обсуждении с людьми, которые этим занимаются, говорят: „Нет, до 35 лет я даже не буду об этом думать“. Причем женщины это говорят, не понимая, что репродуктивный возраст тоже не безграничен», — посетовала она. Чиновница уверена, что в связи со сложившейся ситуацией в школах обязательно должен быть семейный кабинет, а ученикам надо преподавать половое воспитание. Тут один из участников заседания в качестве примера вспомнил предмет «Этика и психология семейной жизни». На что Захарова ответила, что посещала эти уроки, а обучал там, как позже выяснилось, преподаватель, у которого не было семьи и детей. «Что этот человек может преподавать? Я думаю, вряд ли ее кто-то обучал этому. А тут надо же и финансовой грамотности учить, вести бюджет, мы все приходим из разных семей», — заявила она, оговорившись, что выражает сугубо личное мнение.
Кондратьева поддержала председателя комитета и подчеркнула, что ситуацию с половым воспитанием необходимо менять «на законодательном уровне». При этом про взрослые темы дети и так все знают — из интернета и сериалов, от которых «волосы иногда дыбом», указала замминистра. «Подросток не защищен. Достаточно кликнуть, что тебе есть 18 лет, и ты можешь смотреть то, что есть в интернете. Мы совместно с рядом коллег в том году впервые внедрили проект по половому воспитанию, абсолютно четко определив три важных, как нам кажется, модуля: это физиология, история с половой неприкосновенностью и вообще возрастом согласия и пункт о заболеваниях, передающихся половым путем», — подытожила замминистра.
В завершение обсуждения Захарова заверила участников, что все прозвучавшие инициативы будут рассмотрены и проанализированы. А комитет рекомендовал загсу «усилить работу по профилактике семейного неблагополучия в целях укрепления семейных ценностей».