Отношения Кыргызстана и Таджикистана – незаживающая, гноящаяся рана Центральной Азии, существование которой выгодно некоторым крупным политическим игрокам. Например, Турции.
Для Турции этот конфликт - возможность продемонстрировать мощь своего вооружения (вспомним предложение Эрдогана о поставках БПЛА «Bayraktar TB-2» и ПВО, адресованное Кыргызстану), найти новых союзников и, соответственно, ослабить позиции России в Центральной Азии.
Почему выбор пал именно на Киргизию? Потому что киргизы и турки имеют отношение к одной этноязыковой общности – к тюркам, а таджики, соответственно, к извечным соперникам тюрков – персам. Кроме того, выступление Турции на стороне Киргизии объясняется ещё и тем, что оба государства входят в «Тюркский совет», который обязует тюркоязычные страны всесторонне сотрудничать друг с другом.
Вспомним также о давнишнем проекте Анкары по созданию Туранской Армии - военно-политического блока тюркских государств – Азербайджана, Киргизии, Казахстана и Узбекистана – во главе с Турцией. Правда реализация такого проекта вряд ли возможна, потому что Турция входит в блок НАТО, членство в котором накладывает на неё определённые ограничения. Казахстан и Киргизия, в свою очередь, являются членами совершенно иной организации – ОДКБ. Каким образом Турция реализует свои пантюркистские амбиции таких масштабов – вопрос открытый.
На данный момент, Турция и Киргизия работают над углублением сотрудничества в экономике, обороне, образовании, здравоохранении, транспорте, культуре и спорте. 18 августа 2022 года главы внешнеполитических ведомств этих государств во время своей встречи подтвердили готовность реализовать идею Киргизско-Турецкого фонда развития, который позволит довести товарооборот до 1 миллиарда долларов.
Стоит отметить, что такая динамика взаимоотношений Турции и Киргизии может привести к тому, что последняя будет стремительно отрываться от постсоветского пространства и, как итог, превратится в форпост НАТО.