Найти тему
Ольга Пурчинская

Парад премьер 102-го сезона вахтанговцы открыли «Последним сном Уточки»

Актеры и куклы на сцене "Студия" Вахтанговского театра во время спектакля "Последний сон Уточки" 14 сентября 2022 года. Фотография из моего архива
Актеры и куклы на сцене "Студия" Вахтанговского театра во время спектакля "Последний сон Уточки" 14 сентября 2022 года. Фотография из моего архива

16 сентября 2022 года на Сцене «Студия» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова пройдет первая премьера 102-го сезона – «Последний сон Уточки» Клавы Ильиной в постановке молодого режиссера из Санкт-Петербурга Владислава Тутака.

Режиссер-постановщик: Владислав Тутак.

Художник-постановщик: Николай Слободяник.

Художник по костюмам: Светлана Тужикова.

Художник по куклам: Марина Завьялова.

Художник по свету: Ксения Козлова.

Композитор: Игорь Ушаков.

Ассистент режиссера по работе с куклами: Дмитрий Чупахин.

Изготовление кукол: Марина Завьялова, Игорь Лавров, Дарья Лазарева.

Звукорежиссер: Арсений Парамонов.

Техническое обеспечение: Дмитрий Лазарев.

Помощник режиссера: Глеб Гервассиев.

В ролях:

Странник: Карен Овеян;

Уточка, наивная и глуповатая: Эюб Фараджев, Семен Арзуманов;

«Тень Уточки»: Виталий Иванов;

Смерть, неизменная и постоянная величина: Каролина Койцан, Полина Бондарь;

Служители Смерти: Полина Бондарь, Сергей Барышев, Клим Кудашкин, Виталий Иванов, Семен Арзуманов, Эюб Фараджев.

В спектакле звучат тексты из книги Павла Флоренского «Иконостас».

Сценическое пространство стильно, элегантно и аскетично решено в черном цвете. Подвижный задник, то находящийся в глубине, то выезжающий на авансцену, затянут темным меховым покрывалом. В аналогичные оттенки одеты и все персонажи спектакля. Лица же их покрыты белым гримом.

Два ярких пятна на общем монохромном фоне – главные герои постановки, Уточка и Смерть. Это куклы, которыми на протяжении часа мастерски управляют молодые актеры, представители новой группы стажеров театра имени Вахтангова. Специально для этого спектакля они продолжительное время обучались работе с непривычным для драматического артиста предметом – куклой. Подобный реквизит имеет собственную пластику движений, самобытный характер, а также образ, в который необходимо попасть, не утратив собственной творческой индивидуальности. Молодым специалистам это удалось: на сцене «Студия» находилось не просто несколько кукловодов, а команда самобытных личностей, мастерски управляющих куклами.

Жанр постановки обозначен как «кукольная притча для семейного просмотра». Эта история представляет собой глубоко психологическое, философское исследование движения живого существа к смерти и разные стадии осознания и принятия неизбежного.

Со смертью человечество сталкиваются на протяжении всей жизни. Периодически находится место трагедиям: потере родных, близких, дорогих сердцу людей. Причины могут быть самыми разными – от войн и эпидемий до преклонного возраста и тяжелых травм.

В спектакле используются тексты Павла Александровича Флоренского – российского деятеля культуры Серебряного века, «русского Леонардо да Винчи» и «Ломоносова» прошлого столетия. Его деятельность обширна и плодотворна: в течение жизни мастер занимался изучением философии и богословия, физики и астрономии, инженерного дела и журналистики, поэзии и символизма. Главной задачей своего бытия Флоренский видел поиски вечных истин, человека и его места в Божественном мироздании.

Размышления о смерти, попытки принять ее как неизбежный факт через отрицание и агрессию, дружелюбие и хитрость автор вложила в уста Уточки, которая в одно прекрасное утро просыпается на берегу своего любимого пруда и видит, что ее ждет еще один день, такой же, как и многие предыдущие, такой же, как многие последующие. Но это не привычное пробуждение, ведь рядом с птицей оказывается костлявая гостья – Смерть, которая незаметно следовала за ней всегда, начиная с рождения, но явилась на глаза лишь сейчас.

Возраст Уточки определить непросто: она может быть как совсем старой, обессиленной, потерявшей возможность легко взлетать и перемещаться на дальние расстояния, так и совершенно юной, только познающей этот мир. В любом случае, птичка полна жизнелюбия и жаждет продолжать свой земной путь. Однако Смерть, как это часто случается, имеет на все собственные планы.

На протяжении всего спектакля куклы находятся в постоянном движении. Они общаются, размышляют, дискутируют. А управляют ими восемь молодых людей в черных костюмах, дарят им свои голоса, мимику, жесты, настроение и темперамент. В какой-то момент начинает казаться, что Актер и Кукла становятся одним целым, причем сливаются не только их движения, но также и мысли, и чувства.

Несмотря на то, что речь в постановке все время идет о смерти и ее принятии, в конце появилось светлое настроение. Размышления будут одолевать еще долго, ведь философские притчи никогда не остаются без должного внимания. Поскольку спектакль обозначен как «кукольная притча для семейного просмотра» (категория «12+»), по окончании его могут и должны возникать интересные, содержательные дискуссии между представителями разных поколений семей театралов.

Источник: http://artrepriza.com/theatre/dram/2280-parad-premer-102-go-sezona-vahtangovcy-otkryli-poslednim-snom-utochki.html

#театр

#театрвахтангова

#премьера

#светскаяльвица

#событие

#отзывнаспектакль