Найти тему

Отличаются ли дети в Америке от российских?

Фразу "Дети все разные" я слышала за последние почти два года не менее двухсот раз. И это только по приблизительным оценкам! Этим все вокруг объясняют, почему один уже в год говорит предложениями, а другой молчит до трех, один спит всю ночь с самого рождения, а второй подскакивает перекусить каждые 2 часа до трех лет. В общем что бы с ребенком ни происходило, его маме обязательно кто-нибудь скажет, что дети все разные, поэтому не стоит беспокоиться, что он какой-нибудь не такой. В общем я за два года твердо поверила в то, что они все разные, но недавно поняла, что есть громадная разница не только между всеми детьми в принципе, но и детьми нашими и не нашими, в случае моих наблюдений - американскими.

У меня есть троюродная сестра, которая вышла замуж за американца и живет во Флориде. На полгода раньше меня она родила мальчика, с которым приезжала в гости к родителям, когда тому было около полутора лет. Заодно они приехали в гости и к нам тоже. Племянник поразил меня каким-то практически нордическим характером: он был невероятно спокоен, играл, общался, ни разу не заплакал, хотя, впрочем, и не захохотал тоже. Сестра кладет его спать в шесть вечера (давно, первый раз я услышала эту цифру, когда ему еще не было и года), после чего у нее весь вечер свободен, а утром он встает тоже в 6 и активно помогает папе собираться на работу, пока мама досыпает. И главный бонус: ребенок прекрасно играет сам по себе, давая маме работать, благодаря чему она затеяла небольшой новый бизнес.

Впрочем, одного дня общения явно недостаточно, чтобы делать какие-то выводы, но у меня была возможность очень плотно общаться все прошедшее лето еще с одним рожденным в Америке ребенком, маленькой девочкой на полгода младше Давы, которая в процессе общения стала моей крестницей. С ее мамой мы дружим со школы, несколько лет назад она вышла замуж за американского перуанца и сейчас живет в Калифорнии.

И вот ее дочка Анюта опять подтвердила мое предположение, потому что более спокойного ребенка вообще трудно себе представить. Да, за целое лето я видела ее плачущей и капризничающей, например, когда мы стояли в пробке на Бердском шоссе в 30-градусную жару, хотя в тот момент я и сама с удовольствием бы поканючила, если бы не помнила, сколько мне уже лет, а заодно и о необходимости все-таки рулить. Но в целом даже сравнить объем капризов с моим ребенком просто невозможно. Анюта всегда готова спокойно поиграть, посидеть в автокресле или на ручках или же чинно пройтись за руку, тогда как моему нужно все время куда-то самостоятельно бежать, что-то хватать и громко возмущаться на все попытки это что-то отнять. Почувствуйте разницу, как говорится.

Конечно, два ребенка - это тоже совсем не репрезентативная выборка с точки зрения статистики, но недавно я общалась со своей соседкой по роддому, которая на следующий день после меня родила девочку, несколько даже превосходящую Даву по шумливости, жизнерадостности и суетливости. Они недавно вернулись из Греции, где отдыхали в специальном отеле для семей с детьми, которые представляли всевозможные европейские страны, но не Россию. И главное ее впечатление опять же связано со спокойствием этих иностранных детей, о котором нам в России приходится только мечтать.

Я не детский психолог, я даже толком до сих пор не осилила ни одной более-менее серьезной книжки по детской психологии, но все же рискнула сделать для себя один вывод, который, мне кажется, многое объясняет. Если мы здесь после рождения ребенка начинаем подстраивать свою жизнь под него, то они встраивают ребенка в свою привычную жизнь, в результате чего ребенок сразу понимает, что мир не крутится вокруг него, и ведет себя соответственно.

Для меня каждая поездка куда-то с ребенком - это тщательно собираемая сумка с проверкой наличия необходимого количества подгузников, воды, еды, игрушек, одежды, влажных салфеток и прочих вещей, отсутствие которых может обернуться катастрофой. А для моей американизированной подруги ничего не стоит каждый день загружать ребенка в машину, чтобы прокатиться до папиного офиса и всем вместе пообедать у него в столовой. А у нас в это время режим, ребенок должен нормально питаться дома и спать в своей кроватке.

Они таскали ее в рестораны с самого рождения, если возникало желание поужинать не дома, а мы первый раз рискнули выбраться в ТБК Лонж, когда мелочи исполнилось 3 месяца. И при этом у нас не обошлось без истерики и нежелания кормиться грудью под покровом слинга в присутствии посторонних людей в непосредственной близости, а пафосная девушка-администратор ресторана, наверное, долго еще вспоминала, как мы приводили в порядок обкаканную попу на белоснежном кожаном кресле, в котором, очень может быть, в свое время посидел сам Путин. Да и другие посетители так стремительно рассосались, что стало понятно, что никто у нас не готов относиться с пониманием к наличию в дорогом ресторане семьи с грудным ребенком. Так что сказать, что мы чувствовали себя не в своей тарелке, - ничего не сказать.

И это не удивительно. В Америке трудно найти приличный ресторан, в котором не будет пеленального столика, у нас же просто невозможно найти ресторан вообще (поправьте меня, если где-то в Новосибирске такое заведение появилось), в котором пеленальный столик есть. В наших торговых центрах комнаты матери и ребенка редко отличаются элементарным удобством, впихнуться в битком набитый лифт с коляской бывает проблематично, а детские игровые комнаты просто не предназначены для совсем малышей. Понятно, что у них все с точностью до наоборот, все продумано для семей с детьми всех возрастов, потому что они рожают много, часто, с азартом и без страха. И при этом не готовы кардинально менять свою жизнь только потому, что в семье стало на одного человека больше, а вместо этого они продумывают, как жить дальше точно так же, как раньше, но все вместе.

Поэтому дети с самого раннего детства участвуют во всех повседневных делах своей семьи, и никому не приходит в голову оставлять их с няней ради похода в магазин или семейного ужина в рестране. Мы же с рождением ребенка кардинально меняем свою жизнь и всячески пытаемся подстроить ее под потребности и желания ребенка, вольно или невольно балуя его таким отношением.

Опять же я совсем не психолог, чтобы делать выводы о том, какой из этих подходов лучше, каждый волен сам выбирать, как ему строить свою жизнь со своим ребенком, но если бы я задумалась об этом пару лет назад, я, вполне вероятно, многое делала бы иначе, хотя сейчас уже очевидно поздно.