Из отчёта научного руководителя экспедиции Русского географического общества Павла Филина:
"В 2022 году экспедицией РГО был сделан акцент на обследовании самолётов, разбившихся в ходе перегона, а также различных объектов техники, поставлявшейся по программе ленд-лиза из США в СССР.
За годы войны было перегнано от 7831 до 8094 самолётов (всего в СССР за годы войны было поставлено союзниками 22195 самолётов). Типы перегоняемой техники: бомбардировщики В-25, А-20; истребители Р-40, Р-39, Р-63, Р-47; транспортные самолёты С-46, С-47; учебно-тренировочный АТ-6. Из перегнанных самолётов 81 самолёт был разбит (порядка 1%), 115 летчиков погибло".
Основными причинами аварий были крайне сложные метеорологические условия, недостаточное знание условий полета по маршруту и слабое метеообеспечение, недостаток опыта пилотирования иностранной техники.
Отметим, что практически все погибшие экипажи и самолёты по трассе были обнаружены сразу по свежим следам ещё в годы войны.
Затем многие годы, в связи с тем, что трасса являлась секретной, о ней не вспоминали и большого интереса к упавшим самолётам не проявляли, тем более что находились они в крайне труднодоступной местности.
На той войне мы с американцами были союзниками. Правда, не всегда мы вспоминали об этом, да и сама трасса Алсиб была засекречена даже после войны. Вспомнили об этом эпизоде нашей общей истории только в начале 70-х, когда в горах Чукотки геологи обнаружили самолёт иностранного производства с останками экипажа. С советскими документами, но с американской экипировкой. Отношения между нашими странами были прохладными до ледяных, и тайну гибели этого экипажа долго не удавалось установить: «Найденные документы и вещественные доказательства были изъяты милицией и утеряны».
Шли годы, менялись отношения – от потепления до очередного ледникового периода. И нынешние времена не исключение. Сейчас снова наступили времена, когда о нашем союзе в общей борьбе против нацизма вроде как и говорить не с руки.
Но историческая справедливость требует помнить исторические факты вне зависимости от текущей геополитической ситуации. Иначе мы обречены повторять ошибки и стать «второгодниками» с невыученными историческими уроками.
Как мне кажется, мы, русские, хотя, может, и не идеальны (впрочем, а кто тут у нас такой идеальный???), но обладаем обострённым чувством справедливости. И эта справедливость требует помнить о военных поставках, которые мы получили от США в годы войны. Да, не бесплатно.
Но историческая благодарность американскому народу за ту помощь, которую получила наша страна в самый трагический период нашей истории, – это нормально. В духе нашего национального характера.
Пусть она и не была решающей, но она была своевременной и сохранила миллионы жизней наших соотечественников. И то, что Русское географическое общество вспомнило об этом, направив на Чукотку нашу экспедицию, – это говорит именно о нашей исторической справедливости вне сиюминутной конъюнктуры. В этом смысле американцам стоит брать пример с нас и вспомнить гравировку на часах, отправляемых нам по Алсибу: «Геройскому народу СССР».
Будучи в экспедиции, мы с Пашей Филиным (научным руководителем экспедиции) частенько вели беседы с тегом #азачемнужнаистория. Зачем современному человеку вообще необходимо знание истории, в чем её прикладное значение? Что касается меня, то я ответ сформулировал давно: знание истории дает возможность разобраться в настоящем и предсказать будущее. Это, скажем так, трезвый расчёт – из области разума и здравого смысла.
Но есть ещё один аспект – физиологический. Дело в том, что люди, потерявшие в результате травмы память, остаются при этом во всех прочих ипостасях, вполне полноценными людьми. Они могут научиться чему угодно, например, водить машину, самолёт или выучить иностранный язык. Единственное, чего они не могут, – это смоделировать своё будущее. Ни на год, ни тем более на жизнь. И красивая, мало что объясняющая фраза «без прошлого нет будущего» обретает совершенно конкретный и очевидный смысл. И если кто-то хочет «отформатировать» память, значит это кому-то… выгодно.
Алексей Никулин. Честь имею!
Редакция Русского следа благодарит Эгвекенотский краеведческий музей за предоставленные материалы и помощь в проведении экспедиции.
Специальная благодарность: Елене Рогозиной, Вадиму Березникову, Евгению Моргуну, Владимиру Сертуну, экипажам вертолётов Ми-26 и Ми-8.
Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.
#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин #моя планета #война #алсиб #чукотка #рго #холодная война