Продолжение. Начало здесь:
15 июля, когда мы сели в Уэлькале, температура воздуха была немногим выше нуля и выдула за два часа всё наличное тепло, несмотря на экипировку. Ледяные торосы плотным слоем закрывали не только воду, но и часть берега.
Общая протяженность перегона оказалась около 15 тысяч километров, большая часть которых проходила над сушей. Советский участок трассы Алсиб – 6306 км. Дальность большинства самолетов того времени была не самой сильной их стороной. Поэтому аэродромы были необходимы через каждые 500-700 километров. Которых не было, не считая Красноярска и Якутска. Времени не было тоже - дела на фронте складывались далеко не лучшим образом. Тем не менее к октябрю 1942 года были созданы пять базовых аэродромов – в Якутске, Красноярске, Киренске, Сеймчане и Уэлькале - и пять запасных. В общей сложности на территории СССР было построено и отремонтировано 16 аэродромов и на территории США и Канады – 15. К концу второго года войны созданная в тяжелейших условиях и в кратчайшие сроки воздушная трасса начала работать. На советской территории самым сложным во всех отношениях стал Чукотский участок. Климат особо в расчет никто не брал, да и погоду тоже.
Все, кто строил и кто впоследствии эксплуатировал аэродромы, готовил технику к полетам, понимали, что изменить существующую климатическую парадигму нельзя, зато можно приспособиться. Нам, людям, живущим в 21 веке, сложно понять, как в условиях полярной ночи, запредельных минусовых температур можно было в принципе перегонять авиационную технику этим маршрутом.
Участник перегонов, бортрадист Виктор Глазков: «В осенне-зимний период перегонка самолётов усложнялась климатическими и метеорологическими условиями. Морозы до минус 40—60 градусов были не редкость, да ещё с ветерком. Шланги гидравлики подъёма и выпуска шасси и тормозной системы смерзались и зачастую лопались. Для подогрева двигателей не хватало американских печей, пользовались самодельными. У инженерно-технического состава на руках и лицах не оставалось живого места — всё обморожено».
Вот что можно было хоть как-то учесть - это ландшафт, и соответственно возможность завоза всего необходимого для строительства и последующей эксплуатации аэродромов: техники, тракторов, строительных материалов, авиационных тягачей, топлива, продуктов питания.
На Чукотке основными транспортными артериями была вода – море и реки. Что важно, при тогдашних технических средствах навигации реки еще служили для летчиков дополнительными визуальными ориентирами.
Первым аэродромом на нашей стороне стал Уэлькаль, и вот как об этом вспоминает Виктор Глазков: «На аэродроме в Уэлькале шла подготовка к строительству ввп на деревянной основе. Из строений 6 яранг, соединенных между собой. В заливе креста стоял пароход на удалении 100 метров от берега с оборудованием и техникой для постройки ввп, жилых зданий, столовой, служебных помещений, клуба. Самоходные американские баржи военного варианта доставляли их на берег. Таким образом на берег доставлялись топливозаправщики, тягачи, бульдозеры, печки подогрева моторов, инструмент, продукты питания и все необходимое для обслуживания самолетов в суровых условиях севера. Бочки с бензином и сборные деревянные дома просто сбрасывали в воду, и их прибоем прибивало к берегу».
Уэлькаль расположен на длиннющей песчаной косе у входа в залив Креста и является самым западным поселением в России в западном полушарии и самым западным эскимосским поселением в мире.
Местность относительно равнинная, и пробивать облачность для посадки было вроде как относительно безопасно. Командир нашей "Восьмёрки" Роман П. так прокомментировал местную метеообстановку: "Близость больших водных пространств и подстилающая поверхность в виде сопок, высоты которых колеблются от 300 до 1700 метров, создают турбулентные потоки и завихрения. Таким образом формируются облачность выносного характера, которую очень сложно прогнозировать - точный прогноз погоды на Чукотке на завтра мы узнаем послезавтра".
Сложно представить, каким образом этот аэродром эксплуатировался в условиях чукотской зимы и полярной ночи, если 15 июля, когда мы сели в Уэлькале, температура воздуха была немногим выше нуля и выдула за два часа всё наличное тепло, несмотря на экипировку. Ледяные торосы плотным слоем закрывали не только воду, но и часть берега. Правда, кадры получились весьма эпичные, особенно на фоне берега, заваленного на сотни метров китовыми скелетами.
Кстати. В Уэлькале до начала 2000-х годов располагалась тропосферная радиорелейная станция системы связи "Север" и обслуживающая её военная часть. Но с приходом современных спутниковых систем связи такие системы стали не нужны и были выведены из эксплуатации, а в/ч ликвидирована. Это времена не Второй мировой, а другой войны – холодной. Сейчас антенные фермы напоминают скелеты древних динозавров, а на месте ВПП, как в Дарвиновском музее, лежат кости китов – их здесь разделывают местные чукчи и эскимосы. Да и медведи, конечно, захаживают – куда без них в России-то?
Здешняя ВПП была построена из деревянных реек, которые сохранились до сих пор. Удивительно, что эта взлетная полоса принимала самолеты и в послевоенные годы. За восемь десятилетий здесь скопилось какое-то невероятное количество исторического и не очень исторического железа.
Куда хватает взгляда – все завалено бочками из-под топлива и фрагментами авиационной техники разных периодов.
Одно из сохранившихся помещений – дизельная электростанция. Представляет собой гениальную по своей простоте конструкцию – стены сделаны из бочек, засыпанных песком и щебнем. «Утеплитель» стянут проволокой и стальной гофрой из которой делали покрытие впп - до сих пор не развалилось.
Условия в небе были адские. Американцы говорили, что "летать по этой трассе могут сумасшедшие, самоубийцы и русские". Но на земле они были немногим лучше.
Виктор Глазков: «В Уэлькале спали мы на двухъярусных деревянных нарах. Над общежитием осенью не успели поставить крышу. Поэтому снег, подтаивая, струйками стекал на нары. Пришлось изнутри потолок оббивать оленьими шкурами. Одеял и простыней не хватало, из бытовых условий только туалет на улице, а баня еще строилась. Отопление здания состояло из печки, сделанной из американской бочки из-под бензина. Из общежития в служебные здания, столовую и туалет в снегу были пробиты тоннели...»
Как ни кощунственно это звучит, но при таких невероятно сложных условиях перегона потери оказались относительно невелики: за три военных года на советском участке Алсиба произошло 279 летных происшествий, из них 39 катастроф, 49 аварий и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 летчиков.
Кого-то хоронили в Якутске, как, например, экипаж майора Фёдора Пономаренко. Экипаж старшего лейтенанта Евгения Герасимова похоронили в Эгвекеноте. Экипаж старшего лейтенанта Евгения Спиридонова похоронен здесь, в Уэлькале. Всего здесь, на берегу океана, находится два десятка могил героев Алсиба, за которыми ухаживают местные школьники. А кто-то так и не был найден...
Продолжение следует...
Предыдущая серия:
Комментируйте и подписывайтесь на канал — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.
#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин #моя планета #война #алсиб #чукотка #рго #холодная война