Луковый плетень – работы на весь день. В деревнях повсеместно шла уборка лука. Эта работа была бабьей. Собрать луковый урожай – поспешай. Большухи – лук выдергивали, раскладывали на мостках, на солнечном припеке, старухи – лук подбирали по величине головок. А девицы – плели лук в косицы. На лыковую веревку, зацепленную за гвоздок, нанизывали луковицы, оборачивая луковое просохшее перо вкруг веревки, продевая под луковицей. Получались золотые увесистые связки, плети, которые висели на солнце, подсушивались, к вечеру – переносились в сараи и некоторое время также там висели, а после – переносились на кухню.
Девушки загадывали, чтобы их косы так же золотились, не теряли жизненного цвета, не тускнели, были бы крепкими, как луковые связки. А зимней порой настоями луковой шелухи ополаскивали волосы, чтобы сохранить их красоту. Неспроста, когда молодой человек хотел утешить девушку, он ласково приговаривал: «Горе ты мое, луковое!»
Вообще, способность лука очищать глаза от тенет, застилающих Божий свет, была отмечена нашими предками, как целительная. Лук, по свидетельству стариков, выправляет зрение, и слезы при чистке лука –лишь на пользу.
«На Луков день, какая бабонька будет хохотать - той и счастливых слез не проливать!» Плач был к тому же обрядом, грех – осуждать! Помнили, что Бог и плач в радость обращает.
Приплакивая над связками лука, девушка в памяти держала материнское слово, что пролив слезы, душе будет легче расставаться с девичеством, что она скорее разглядит свое счастье.
На Луков праздник пекли луковые пироги. Начинка – конечно же, лук да яйцо. Или просто – нарезанный кружками лук заливали сметаной. Когда доставали из печи - они были румяными! По всей деревни летел дух самой природы! Вот такие луковые пироги! А к обеду ко щам готовили лук, толченный с солью, залитый сметаной или заправленный квасом.