Это достаточно новый термин, пришедший к нам из английского — «quiet quitting».
Тихий отказ — это колебание культурного маятника, дух времени, который ставит под сомнение стандартное представление о том, что для того, чтобы хоть как-то двигаться вперёд, вы должны работать, напрягаясь до предела.
Тихий отказ — это установление границ. Вы должны хорошо делать свою работу, но не брать дополнительные проекты, не задерживаться допоздна, не брать работу домой и не работать по выходным.
Речь идёт о сознательном решении мысленно отключиться, когда ваш рабочий день закончится. Вместо того чтобы проводить вечера в стрессе из-за «неуправляемого» почтового ящика или телефона, фактически лишаясь собственного воскресного дня, пребывая в постоянной тревоге перед утром понедельника... Речь идёт о том, чтобы проводить больше времени со своей семьёй или преследовать собственные интересы, выходящие за рамки вашей стандартной ежедневной работы.
Тихий отказ означает выполнение работы, необходимой для сохранения работы, и не более того.
Противоположностью «тихому отказу» является не «вовлечённость», «энтузиазм» или даже «страсть», а «культура суеты». Последнее — вера в то, что ваша продуктивность связана с самооценкой, а стресс связан с обязательствами. Это позволяет работе пожирать ваше время впустую, ставя под угрозу ваше здоровье, отношения и любого рода творчество.
Тихий отказ — это не «лень». Дело не в том, что вас не проверили или не мотивировали. Речь идёт об убеждении или «внезапном осознании» того, что отдача жизни работе часто приводит не к успеху, а к выгоранию. Пандемия вызвала коллективный экзистенциальный кризис. Зачем я делаю то, что делаю? Имеет ли вообще значение то, что я делаю? Трачу ли я своё время правильно?
На самом деле тихий отказ связан с осознанием того, что работа — это только работа, но не вся жизнь. Мы сами представляем собой нечто большее, чем то, чем мы зарабатываем себе на жизнь.
Безусловно, некоторых работодателей это злит. Работодатель должен поблагодарить сотрудников, которые действительно просматривают свои должностные инструкции и понимают, какую дополнительную работу они вынуждены выполнять «бесплатно». Но если хотя бы один сотрудник наотрез отказывается помочь разделить такого рода работу, это наносит ущерб компании. Работодатели должны честно указывать в своих должностных инструкциях, что одним из ожиданий будет выполнение дополнительной работы или выполнение того, что просит ваш руководитель «в разумных пределах». Так что «тихий отказ» часто воспринимается как лень или неспособность работать в команде. Впрочем, некоторые работники действительно заходят в этом слишком далеко...