Найти тему
РИА Новости

Не только "Игра в кальмара": почему дорамы популярны в России

Оглавление
   Кадр из сериала "Игра в кальмара"© Netflix
Кадр из сериала "Игра в кальмара"© Netflix

Корейская киноиндустрия в последние годы стала по-настоящему глобальной. И это не только "Игра в кальмара", "Паразиты" или "Поезд в Пусан". Во всем мире смотрят дорамы — короткие сериалы для массового зрителя. О причинах их популярности, особенностях и жанровом разнообразии — в материале РИА Новости.

Простота и национальный колорит

Даже те, кто далек от увлечения культурой, наверняка слышали о фильмах, искусстве и музыке Кореи.

Интерес к местному кино возник после того, как лента "Паразиты" взяла "Оскара". А следом многие корейские картины стали занимать призовые места на международных фестивалях.

У дорам сперва была репутация шаблонных мыльных опер. Но со временем авторы научились необычно перерабатывать поднадоевшие сюжеты.

"В южнокорейском контенте много интригующих поворотов, романтизма и при этом отсутствует явная жестокость. Эти проекты очень яркие по картинке и актерскому составу, несмотря на то что порой гиперболизированы в своей идеальности", — отмечают в "Иви".

Российская аудитория тоже начала следить за тем, как в Южной Корее строят отношения, разыскивают маньяков, выживают в мире криминальных банд, сталкиваются с неопознанным или мифическим.

"Весомую роль сыграли российские онлайн-площадки, не первый год представляющие этот жанр, и телеканалы, которые выпускают в эфир популярные корейские проекты, — поясняют в пресс-службе Premier. — Корея несколько лет назад стала ассоциироваться с местом, где создают качественный контент".
   Кадр из сериала "Силачка То Бон-сун"© JTBC (2017)
Кадр из сериала "Силачка То Бон-сун"© JTBC (2017)

Несмотря на языковую специфику, дорамы универсальны: в них рассказывают истории, понятные всем. Обязательные составляющие: линия отношений, интриги, случайности и неожиданный финал.

"Основное преимущество в том, что сложных форм у сюжетов нет, но при этом они очень увлекательные", — рассказывают в Kion.

Еще одна особенность — национальные (иногда магические) мотивы.

   Кадр из сериала "Императрица Ки"© MBC-TV Korea (2013)
Кадр из сериала "Императрица Ки"© MBC-TV Korea (2013)
"Это сериалы самых разных жанров — драмы, комедии, мелодрамы, детективы, криминал, триллеры, очень часто "приправленные" фэнтези на базе корейских мифов, — говорят в Wink. — Отдельно можно отметить качество продакшена: самое современное оборудование, инновационные решения, модные подходы мирового кинематографа".
   Кадр из сериала "Демон"© Hwa and Dam Pictures (2016)
Кадр из сериала "Демон"© Hwa and Dam Pictures (2016)

Опережая США

"Корейской волной" (или "халлю") называют рост интереса к этой культуре — сериалам, фильмам, поп-музыке, бьюти-индустрии, гастрономии.

Первый всплеск популярности пришелся на 1995-2007 годы и охватил преимущественно соседние азиатские страны. Минкультуры Южной Кореи тогда назвало шоу-бизнес одной из приоритетных сфер и инициировало развитие медиасектора: организовали теле- и радиовещательную сеть SBS, создали несколько кабельных каналов. А в 1999-м на совершенствование культурной индустрии выделили десятки миллионов долларов.

   Библиотека Starfield в Сеуле, Южная Корея © Pixabay / Emitlight
Библиотека Starfield в Сеуле, Южная Корея © Pixabay / Emitlight

Учредили несколько профильных смотров, таких как Международный кинофестиваль в Пусане (сейчас он считается одним из самых престижных в Азии).

В январе 2002-го на местном телеканале KBS представили сериал "Зимняя соната". История любви тихого и замкнутого Кан Джун-сана и Юджин стала одной из первых дорам, с которых началось всемирное увлечение современным азиатским кино. Именно этот проект принес в казну Южной Кореи пару миллиардов долларов из-за "фанатского туризма". Благодаря наплыву почитателей на остров Нами, где проходили съемки, рост потока путешественников составил более 30 процентов: 3,7 миллиона в 2004-м против 2,8 миллиона в 2003-м.

Уже тогда дорамы стали востребованными за пределами страны: в Японии последнюю серию "Зимней сонаты" смотрели 20 процентов населения. А в 2006-м в Китае доля южнокорейских сериалов на ТВ превышала все иностранные шоу, вместе взятые, включая проекты из США и Латинской Америки.

Экспансия в мире

   Кадр из сериала "Императрица Ки"© MBC-TV Korea (2013)
Кадр из сериала "Императрица Ки"© MBC-TV Korea (2013)

В начале 2010-х подключились соцсети и YouTube, весь мир на репите слушал "Gangnam Style". Трек привлек внимание к социальной и культурной жизни страны (в тексте песни затрагивается тема классового неравенства).

Музыкальная индустрия, кино, бьюти-сфера работали в связке. Корейские группы писали саундтреки для сериалов, K-pop собирал просмотры за счет видеоклипов и фанатских сообществ.

Хиты того времени — "Пиноккио", "Жемчужина дворца". Последний — про осиротевшую кухарку, ставшую первой королевской женщиной-врачом, — продали для показа в 91 страну мира: от Японии и Ирана до Латинской Америки и Европы.

Дорамы стали продвигать на иностранные рынки, кинематографисты работали в сотрудничестве с другими странами и обучались у голливудских коллег.

Стриминги и фанаты

Россия долгое время знакомилась с корейской продукцией в соцсетях и на фан-сайтах: там делились контентом, переводили сериалы и тексты песен.

Аналогичный путь прошла Северная Америка. Легализовать показ дорам с субтитрами первыми попытались сервисы Viki и DramaFever. Затем перспективность направления почувствовали Netflix и другие стриминги — начали закупать готовые сериалы.

   Кадр из сериала "Демон"© Hwa and Dam Pictures (2016)
Кадр из сериала "Демон"© Hwa and Dam Pictures (2016)

Классические дорамы были рассчитаны на один сезон, в них отсутствовали откровенные или жестокие сцены. Но сейчас ситуация меняется. Чтобы удержать зрителя, онлайн-площадки делают ставку на более длинный хронометраж и рейтинг 18+. Также стараются обеспечить расовое разнообразие среди героев.

Платформы Premier и Wink приобретают как новинки, так и проекты, уже ставшие классикой среди фанатов.

"Для Premier корейский контент остается нишевым, но мы пристально наблюдаем за тем, как его принимают пользователи. Сегодня это ниша, завтра может перерасти в массовый спрос", — отмечают в пресс-службе компании.
   Кадр из сериала "Цветок зла"© Monster Union (2020)
Кадр из сериала "Цветок зла"© Monster Union (2020)

Kion ориентируется на качество, зрительский потенциал и рейтинг, закупает контент с высокими оценками на IMDb, Rakuten (азиатский аналог IMDb).

"Мы работаем с дорамами уже более полутора лет, потому что у них всегда был свой зритель и стабильный спрос, — поясняют в Kion. — В основном это молодежная и женская аудитория. Также сейчас дорамы показывают даже на эфирных каналах, что всегда подогревает интерес к контенту".
   Кадр из сериала "Силачка То Бон-сун"© JTBC (2017)
Кадр из сериала "Силачка То Бон-сун"© JTBC (2017)

Среди самых рейтинговых дорам на российских видеосервисах ("Иви", Wink, Kion, Premier) — комедия "Силачка До Бон-cун". В центре сюжета — девушка с суперсилой, которая становится телохранителем эксцентричного Ан Мин-хека. При этом героиня притворяется хрупкой перед своим консервативным избранником. Особый успех проекту принесли столкновение патриархальных и современных взглядов, смешные ситуации и детально прописанные характеры.

"Мы собираем на основе внешних метрик индекс популярности контента для сегмента, — рассказывают в пресс-службе "Иви". — Этот индекс включает рейтинг запросов, оценки на специализированных сайтах, успешность предыдущих проектов актеров и создателей, рейтинг студий".

Онлайн-платформа также изучает отзывы поклонников дорам на специализированных фанатских сайтах, сотрудничает со студиями — производителями контента, с каналами, обменивается экспертизой по материалу.

   Кадр из сериала "Отель "Дель Луна""© GT:st (2019)
Кадр из сериала "Отель "Дель Луна""© GT:st (2019)

Популярна и фэнтези-мелодрама "Отель "Дель Луна" о героях из параллельных миров. Клиенты заведения — призраки, а сюжет закручивается вокруг менеджера гостиницы.

Один из самых просматриваемых триллеров — "Цветок зла" — про женщину-детектива Чха Чжи Вон. Она узнает о темном прошлом мужа и пытается выяснить, что с ним произошло. Каждая серия раскрывает новые детали, а зрелищности добавляют экшен-сцены.

   Кадр из сериала "Потомки солнца"© Korean Broadcasting System (KBS) (2016)
Кадр из сериала "Потомки солнца"© Korean Broadcasting System (KBS) (2016)
"Можно "нырнуть" в историю и за несколько дней с удовольствием ее посмотреть, — говорят в Kion. — Дорамы очень привлекательны с точки зрения эстетики: всегда красивые герои, атмосфера, интерьеры. Это нравится зрителям, вовлекает их в просмотр".

Дорамы находят свою аудиторию и продолжают ее расширять — благодаря разнообразию жанров, неожиданным сюжетным линиям и качеству исполнения.