До Армии и сразу после нее, я работал на шахте Шушталепская (Южный Кузбасс), а в самом начале 91-го года я перевелся на другую шахту. Разница с отношением к куреву на этих двух шахтах огромная, вот я и решил сравнить.
Итак, на Шушталепской шахта вскрыта штольнями, с главной штольни отправляется пассажирский состав в шахту, обратно тебя привозят сюда же. На вспомогательных участках я не работал, всегда на добычных и, в основном, грозом. Курево в шахту мы не брали ни-ко-гда!
Обычно каждый курящий брал одну сигаретку, переоделся в грязное и цигарку за ухо. А потом, уже заряженные, получив тормозок (забутовку), набрав воды, или чая, на улице выкуривали эту сигаретку. Спичек не брали, поэтому прикуривали друг у друга.
Когда я устроился на другую шахту, напомню, что шел 91 год, с куревом по всей стране были большие проблемы. Мне пришлось несколько месяцев работать на участке РВУ (ремонтно-восстановительный участок), перекрепка старых выработок. А уже потом я ушел на добычной участок.
Зарисовка тех лет: сидит на рынке, или вокзале бабушка, рядом коробка с сигаретами Прима и спички. Подходишь к ней, платишь за 1 сигаретку и тут-же прикуриваешь.
И вот первая смена, я беру одну сигаретку за ухо, заряжаюсь и выхожу на улицу. Там целая толпа дымит, я тоже покурил и жду своих напарников. Они вышли и мы пошли в каптерку, нам надо было идти на уклоны, там фронт работ. Зима, на улице холодно, а в каптерке печку затопили, постепенно стало даже жарко.
И так мы просидели часа два (смена была 8 часов), мужики разговаривают, курят одну за одной, а у меня сигарет нет. И спросить неловко, проблемы с табаком. Потом пошли в шахту, быстренько сделали наряд и опять на-гора, в каптерку. И снова два часа они курят, а я облизываюсь. Один раз правда стрельнул сигареточку, больше не просил. На следующую смену я взял с собой уже пачку сигарет, наученный горьким опытом.
На этой шахте была отработка уклонами, на вахтовке тебя везут до твоего уклона, там всегда есть теплушка - избушка с печкой. В шахту сразу никто не идет, сначала поедят в теплушке, покурят и потом на людских вагончиках вниз.
На добычном, где я потом работал, надо было проехать три стружки, для плана. Это примерно три-четыре часа. Так что в шахту спускались на два часа позже и выезжали раньше на час-полтора. Кто-то в карты играл, а кто-то просто спал. Ну и понятно, что у каждого курильщика в кармане была пачка сигарет.
В 90-е, когда были задержки зарплаты до 9 месяцев, в шахте был полный бардак. Курили и бухали прямо на рабочем месте. Например, в лаве мастер замерит количество метана, если все в норме, можно покурить. Мой друг тогда на другом добычном работал, пришли в лаву, буханули и поехали по добыче. А потом куском породы ему раздробило ступню.
В здравпункт не обратишься, покажет а\о, домой ему помогли добраться, а на следующий день он сделал травму, якобы по пути на работу. Потом 8 месяцев больничного и опять шахта. Хромота осталась, а регресс фиг сделаешь, не в шахте травмировался по бумагам. Короче говоря, сам себя наказал.
Я думаю, после этих слов, появятся гневные комментарии. Ребята, так было! И не только на этой шахте, разговаривал в то время с горняками с других шахт, так что знаю о чем говорю. Даже на той же Шушталепской бухали и курили прямо на рабочих местах. Никто никого не боялся.
Спасибо за внимание!