Миф о "покаянии" Пикассо продолжает жить своей жизнью, а люди, его транслирующие, даже в эпоху общедоступа всё ещё неспособны проверять источники, так что о нём, видимо, придётся поговорить.
Так вот, в 1951-м году итальянский писатель Джиованни Папини опубликовал роман “II libro nero”, повествующий о путешествиях шотландского миллионера Гога, и состоящий, в числе прочего, из вымышленных интервью с известными людьми — Зигмундом Фрейдом, Альбертом Эйнштейном, Генри Фордом и Пабло Пикассо (1). Интервью оказались запоминающимися, пусть и совершенно неправдоподобными — но это именно те слова, в правдивость которых готов поверить человек, ищущий не правдоподобия, а подтверждения собственных мнений.
Спустя год один из колумнистов Washington Post обнаружил цитату из романа в парижской газете и процитировал ее как слова Пикассо (2):
“Admitting himself to be “a public entertainer” exploiting as best he could “the foolishness, the vanity and the greed” of his contemporaries, Picasso recently confessed that he merely sought to please master and critic with the “new, the strange, the original, the extravagant, the scandalous … the less they understood them the more they admired me.”
Опровержение не заставило себя ждать и вышло в следующем же номере Art News (3), но кого это интересует. Цитата сразу же разошлась в мелких перепечатках и появлялась там и тут во множестве переводов, пользуясь особенным спросом пропагандистов — режим Франко использовал цитату чтобы подорвать репутацию Пикассо как коммуниста. Не помогло даже публичное заявление Папини о том, что интервью является вымыслом (4).
Цитирование продолжилось, газеты давали опровержения, но тщетно: цитата дожила до интернета, и хотя подробная информация о ее источнике есть на множестве сайтов фактчекинга (не говоря уже о банальной Википедии), см. выше, кого это интересует.
История в общем грустная. Зато она может научить нас тому, насколько легко люди дают себя обмануть чем-то, к чему они уже заранее внутренне готовы — а они скорее готовы поверить в художника-шарлатана, нежели смириться с тем, что в музее висит что-то, что им не нравится.
Так что, дорогие читатели — если вы склонны считать, что художники, дилеры или ещё кто разводят богатых лохов на аукционах — спросите себя, что вы об этом знаете. Знакомы ли вы с историей рынка, биографиями, и какими вообще навыками вы обладаете чтобы отличить слова художника от газетной утки.
Может оказаться, что развод происходит в вашей собственной ленте, а разводят — вас.
Источники:
1. Giovanni Papini, “Il Libro Nero: Nuovo Diario di Gog” (Firenze, Vallecchi, 1951).
2. The Washington Post, 3 августа 1952: Four Books About Art: Picasso Gave His ‘Silly’ Era in Painting a Blow, (Several books reviewed by Sterling North), страница B7, колонка 4.
3. Art News, сентябрь 1952, страница 13.
4. Spectator, 2 мая 1998, Fake Picasso