Найти тему
veraverunchik

Рик Санчез новый сверхчеловек в современном кинематографе

У каждого отрицательного персонажа, выполняющего главную роль в произведении, есть своя цель, своя история, своя особенность, свой порок и свое особенное «черное» начало.

«Отвратительное — это перверсивное, так как оно не отказывается, но и не берет на себя выполнение запрета, правила или закона; оно их обходит, сбивает с толку; для того, чтобы, попользовавшись ими и истрепав их, так и не признать их». 

Миры антигероев-протагонистов абсолютно разные. Их способности различны и непохожи друг на друга. Но не смотря на все это, существуют нравственные человеческие ценности, ориентиры, нормы и правила, которые позволяют выявить и сравнить отклонения антигероев от заданных социальных границ. Сейчас, внедрение «сверхчеловеческого» персонажа очень популярно в массовой культуре. Большинство создателей выражают данный образ через фантастических существ. Адаптация тематики, связанной со сверхчеловеком и воплощение неординарных человеческих возможностей, способов быть на ступеньку выше обыкновенного человеческого начала всегда привлекало зрителей и заставляло восхищаться подобным образом, сверхвозможностями, сверхспособностями, сверхсущностью.

Источник фото: Кадр из м/с "Рик и Морти"
Источник фото: Кадр из м/с "Рик и Морти"

Одним из ярких примеров в современной культуре является нашумевший и завоевавший сердца миллиардов поклонников персонаж Рик Санчез из анимационного научно-фантастического ситкома, мультсериала для взрослых «Рик и Морти», созданный с помощью режиссеров Джастина Ройланда и Дэна Хармона. Популярность сериала подтверждается рейтингами: 9.2 на IMDb и 9.0 на Кинопоиске. Сериал довольно быстро стал трансмедийным. Ему посвящено множество различных групп и фандомов, фанфиков, тестов, опросов, видеоигр, комиксов и приложений, не говоря уже о прямой отсылке и возможно изначальному референсу создателей, при создании персонажей, на всеми известный фильм «Назад в будущее».

Также существуют коллаборации с разными марками одежды, кроссоверы с «Симпсонами» и «Gravity Falls», отсылки в различных рекламных роликах, упоминание в фильме «Лига справедливости».

Сериал тепло приняли зрители из разных стран мира по многим причинам, но некоторые из них это то, что мультивселенная действительно демонстрирует поклонникам большую реалистичность вымышленного мира, схожесть характеров персонажей с обычными людьми, социально-значимые проблемы в обществе, идентичность эмоциональных связей между персонажами.  Многое в этом сериале строится на иронии. К примеру, иронично затрагиваются темы капитализма, политики, семейных проблем и ценностей, окружающей среды, нарратива науки, ценностей современной культуры и многих других.

Создатели заставляют зрителя погрузится и прочувствовать большое множество глобальных проблем нашего мира, тесно переплетающихся друг с другом и плавно перетекающих из серии в серию, однако авторы делают это весьма завуалирована, через всевозможные метафоры, иронию, юмор, продумав сеттинг, библию персонажей, диалоги таким образом, что глобальные мировые проблемы воспринимаются более легко. Используя подобный прием мультсериал затрагивает сердца аудитории через различные проблематики даже сильнее, чем прямое указание на проблему.

Источник фото: Кадр из м/с "Рик и Морти"
Источник фото: Кадр из м/с "Рик и Морти"

Персонажи Рика и Морти, на протяжении всех сезонов данного кинопроекта переживают различные кризисы, перипетии, депрессии, череду всевозможных катастроф, внутренние истерии и всевозможные психозы. Они ненавидят окружающих и зачастую входят в конфронтацию друг с другом, но при всем этом являются близкими людьми, любящими и заботящимися друг о друге родственниками, спасающими не только себя, но зачастую и всю свою семью, окружающих и даже все человечество. Однако даже со спасением своей семьи не все так гладко. Рик способен защитить близких, но при этом также спокойно может отказаться от реальных членов семьи, заменив их клонами, проекциями, людьми из других вселенных. Он благодаря своему собственному разуму подменяет свои чувства, но при этом частички любви в нем остается, ведь не любив совсем он не пытался бы заменить.

Рик - вредный и безумный гений старикашка со скверным характером, музыкант, революционер, преступник, алкоголик с постоянной отрыжкой, циник, убийца пришельцев. Ко всем окружающим относится с презрением, «токсичностью» и скептицизмом. Имея нескончаемое количество отрицательных качеств, он все равно остается персонажем, который способен стремится к чему-то недостижимому и превосходному. Зная, что Морти явно недотягивает в интеллектуальном аспекте, жизненных ценностях и понимании мира, по началу можно подумать, что Рик использует его, как живое прикрытие, некую приманку в собственных целях и экспериментах. Да, скорее всего так оно и есть. Но за частую, анализируя его поведение и отношение к внуку, на экран их взаимодействие транслируется так, что Рик все-таки способен что-то делать для благополучия своего внука, чтобы он не стал похож на своего отца, адаптировался к миру и вырос достойным человеком. Рик понимает, что Морти не будет таким же гениальным, как он, однако он также осознает, что эта сверхгениальность ему и не нужна, потому что за все нужно платить и Рик, как никто другой знает, во что ему обходится плата за свою неординарность.

Источник фото: Кадр из м/с "Рик и Морти"
Источник фото: Кадр из м/с "Рик и Морти"

Главная функция Рика – поддерживать существование мира, быть зачинщиком игры, в которую погружаются все персонажи и зрители. Проявляется это как в его действиях, так и в конструкции образа персонажа:

  • познание ради познания (гениальность, увлеченность наукой);
  • зависимость угрозы смерти от личных увлечений, делающих его гениальным среди всех остальных;
  • одиночество;
  • отрицание ценностей общества.

Рик – явный антигерой-протагонист своей мультвселенной. Рассматривая данного персонажа с точки зрения семиотики и неких знаковых систем и предпосылок, заложенных создателями, интересно наблюдать прямую связь образа Рика с качествами «ницшеанского сверхчеловека». Говорить о нестандартных и совершенных интеллектуальных особенностях Рика можно, но упомянуть все достижения просто невозможно. Создатели наделили его невероятным сверхумом. Он освоил технологии не только своего мира, но и большинства других параллельных вселенных, что свидетельствует о том, что каким бы антигероем он не был, его образ подразумевает превосходство над обычным человеческим началом. Большинство персонажей, находящихся вместе с ним подтверждают его гениальность, восхищаются умом и талантами. Используя это превосходство, Рик искусно занимает лидерские позиции и подчиняет себе окружающих. Он становится лидером мнений, когда и где ему это необходимо.

Источник фото: Кадр из м/с "Рик и Морти"
Источник фото: Кадр из м/с "Рик и Морти"

Создатели изредка используют прием, позволяющей возвысить личность Рика над всеми остальными персонажами мультивселенной, показывая превосходство через выход за пределы нарративной системы, через его общение со зрителем с экрана, тем самым стирая границы между нашим и вымышленным миром и реальными человеческими возможностями.

Подтверждением сверхчеловека является созданные Риком его собственные клоны, в которые он может вложить свой разум и которые транслируют зрителям информацию, что Рик будет жить вечно в любой из вселенных или во всех сразу. Это подразумевает то, что он сам управляет своей смертью и временем.

Еще одним подтверждением его «сверхчеловеческого» начала является отрицание всех людских ценностей, привычек и законов. Рик выворачивает каждого из взаимодействующих с ним персонажей на изнанку, обнажая реальные задумки и цели героев, демонстрируя их «гнилые» натуры и планы. Конечно, зная свою истинную натуру и осознавая собственный внутренний мир он в какой-то степени занимается саморазрушением и циничным обесцениванием людских жизней. И эта особенность, и совокупность качеств в одном персонаже расширяет границы кинематографичных приемов для адаптации образа «сверхчеловека» в мультивселенной.