«Суды Господни»
«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих... и удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета».
Что я пропустил в этих стихах из книги Экклезиаста, 11:9-10?.. Какие слова?..
…Да, именно вот эти слова: «только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд». И это не просто философский вывод размышляющего о жизни царя Соломона, это постулат веры, догма, которая также повторяется и в Новом завете, в Послании к Евреям, 9:27: «И как людям положено однажды умереть, а потом суд...». Поэтому сегодня мы и поразмышляем на эту тему – о Судах Господних. Это не простая тема и одна из самых обширных в Библии. Библеисты подсчитали, что в нашей канонической Библии 31240 стихов. Слово «суд» и производные от него: «судья», «судить», «суды», «судебный» и т.д. встречаются в русской Библии 875 раз, а если обратиться к оригинальным языкам – древнееврейскому и древнегреческому – то 1109 раз. То есть, в среднем, через каждые 28 или 35 стихов говорится о суде, или о том, что с этим связано. Так что это, во-первых, важно, а во-вторых, касается каждого, потому что написано: «Итак, каждый из нас за себя даст отчёт Богу (Рим. 14:12)».
Я думаю, что некоторые из нас, а то и многие, уже сталкивались с судопроизводством, будь то в качестве истцов, свидетелей или ответчиков. И даже, если мы были полностью уверены в своей правоте или истинности наших показаний, то нас всегда преследовало некоторое чувство беспокойства относительно того, как будут восприняты наши показания судьями, как расценят их обвинители или адвокаты. И зачастую наши опасения или предубеждения относительно мирских судов мы переносим и на те суды, с которыми нам предстоит иметь дело в будущем, и может быть для кого-то и в недалёком будущем. Поэтому нам и важно разобраться, что такое суды Господни в нашей жизни, и какое участие мы будем принимать в них.
Прежде всего следует заметить, что судов Господних много, и они разнообразны. Поэтому мы затронем сегодня лишь четыре из них, которые имеют к нам непосредственное отношение. Есть и такие, которые к нам не имеют никакого отношения, например суды периода Великой скорби. О них мы говорить не будем.
Итак, первые из них – это суды земные, те, которые совершаются в настоящей жизни над поступками отдельных людей или целых народов. В Быт. 15:14 написано: «но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении». Это говорится о Египте, у которого народ израильский был в порабощении 400 лет. В Исх. 6:6 также повторяется это обещание: «Я Господь... спасу вас мышцею простертою и судами великими». И как мы знаем, это так и произошло. Десять казней египетских это подтверждают. То же самое касается и участи других народов: аморреев, Тира и Сидона, Содома и Гоморры, амаликитян, моавитян, Вавилона и т.д. Суды над этими городами и народами есть следствие их действий. Это подтверждают слова Христа в Мф 11:23: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня». То же самое касалось и самого народа Израильского: разрушение Иерусалима и Храма 586 г. до н.э. и в 70 г. н.э. есть следствие судов Господних над греховными действиями иудеев. Как видно, здесь нет исключений. Принцип этих судов прост и известен. Он называется законом сеяния и жатвы, и закреплён в Гал. 6:7-8: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную». Иногда в обиходе этот принцип называют «законом бумеранга»: «Всё, совершённое тобой, к тебе же возвратится». Это всеобщий принцип, он касается каждого народа и каждого человека, в том числе и верующего. Вспомните историю Давида, «мужа по сердцу Божьему». Он согрешил и пожал результат своего согрешения – умер его ребёнок. Или Ананию и Сапфиру: они попытались обмануть Бога, и результат нам известен. А посмотрите сейчас на США и Европу. Как бы не было нам неприятно всё это наблюдать, но это следствие их многолетней дискриминационной и одновременно бездумной политики по отношению к цветным.
Но здесь есть две особенности: первая из них касается времени земных судов. Иногда суд совершается скоро, а иногда и нет. В книге Экклезиаста 8:11 написано также: «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло». Иногда этот суд совершается даже после окончания земной жизни человека. Об этом убедительно повествует 72-й Псалом, Псалом Асафа. Он сетует, что беззаконные люди благоденствуют на земле и попирают добро и праведность и им всё сходит с рук. Он приходит в отчаяние и так продолжается до тех пор, «доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их. Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти… Потому что удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого, отступающего от Тебя (Пс. 72:17-18, 27)». Он увидел их будущее и увидел справедливое и соответствующее воздаяние им. В Еккл. 12:14 написано: «потому что всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо», и это принцип неотвратимости воздаяния, этого не избежать.
Вторая особенность касается того, что Бог также неотвратимо вознаграждает и добрые поступки в земной жизни как народов, так и отдельного человека. Соломон пишет: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его (Еккл. 11:1)». Давид свидетельствует в 36-м Псалме: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба (Пс. 36:25)». И в Новом завете Бог обещает то же самое. В Гал. 6:9 написано: «Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем». 2 Фесс. 3:13 мотивирует нас: «не унывайте, делая добро», и наконец, 1Кор 15:58 приказывает нам, одновременно сообщая нам необходимое знание: «всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом».
Итак, мы видим три принципа земных Господних судов: 1) всеобщность; 2) адекватность и 3) неотвратимость. Хотя не всегда можно назвать эти суды скорыми. Но это и понятно. Бог долготерпит людей, не желая, чтобы кто-нибудь погиб.
Следующий суд Господень – второй из рассматриваемых нами – непосредственно касается именно нас, христиан. Он отличается от суда над не верующими или не веровавшими во Христа людьми и совершается уже после нашей физической смерти. В Ин. 3:18 написано: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». Далее Иоанн продолжает в 5:24: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Вроде бы, с одной стороны, ура! – мы не будем пред судом, но с другой стороны, а как же Евр. 9:27? Библия не может противоречить самой себе, это Слово Божие, богодухновенное, непогрешимое и безошибочное. В этом-то и заключается один из важных герменевтических принципов изучения Библии: если два высказывания кажутся нам противоречащими друг другу, то нам нужно найти третье, которое объединяет эти два. И такие высказывания содержатся в Рим. 14:10: «Все мы предстанем на суд Христов» и 2Кор. 5:10: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Суд над нами, как верующими христианами отличается от суда над неверующими людьми, он даже называется по-другому: суд или судилище Христово. В греческом тексте даже термин для этого употребляется другой – «БЭМА» (помост, возвышение), в то время как относительно других судов употребляется термин «КРИЗИС» (судебное разбирательство, судопроизводство). Судьей на этом суде выступает Сам Господь Иисус Христос, как об этом пишет Ин. 5:22: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Почему Он это сделал? Потому что, как написано в Ин. 5:27: «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий». Он нас понимает во всём и поэтому может судить совершенно справедливо, с учётом всех обстоятельств, как смягчающих, так и отягощающих. И что же будет на этом суде (судилище) Христовом с нами? В чём его особенности?
Первый принцип этого суда Христова, на который мы непосредственно можем повлиять, ещё находясь здесь, на земле, это принцип соответствия. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7:1-2)» и «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15)». Для нас сейчас и здесь это означает, что нам не следовало бы выносить оценочные суждения о сути человека, какой он – плохой, хороший, умный, глупый, жадный, щедрый и т.д. Этот вердикт имеет право выносить только Христос, потому что, как сказано в 1Цар. 16:7: «Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». Но мы имеем право оценивать поступки человека и выносить суждения об этом, потому что «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12)». Поэтому-то мы и имеем право называть грех грехом. «Если согрешит против тебя брат твой…» Без этого в церкви не может быть никакой дисциплины, мира и порядка, а наш Бог есть Боги мира, а не неустройства.
Во-вторых, на этом суде Христовом будут испытываться в огне Духа Святого все наши дела, какие мы делали ради Господа, как об этом написано в 1Кор. 3:11-15: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня». Награды нам известны: это венцы правды (праведности), похвалы, жизни и славы, которые мы потом будем слагать к ногам Всевышнего. А огонь Духа испытывает наличие примеси эгоизма, себялюбия, тщеславия в делах, которые мы делали для прославления Господа. И если таких примесей много, то наши дела сгорят, и мы останемся как та старуха у разбитого корыта, но живые.
В-третьих, будут испытываться не только наши дела, но и слова. Христос предупреждал об этом в Мф. 12:36: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». В данном конкретном случае мы ничем не отличаемся от других людей, это всеобщий принцип, который подчёркивается и в 33-м Псалме, и в Послании Иакова и в 1Пет. Поэтому практический вывод из этого для нас таков: «кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1Пет.3:10)».
Наконец, есть ещё одно очень важное обстоятельство, которое написано в Евр. 10:26-27, напрямую касающееся нас и довольно неприятное: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников». То есть, если мы, христиане, совершаем грех по собственной воле, зная, что это именно грех, а не ошибка, заблуждение или незнание, и потом не каемся и не оставляем этот грех а продолжаем жить с ним, как те коринфяне в 6 главе, то результат нам известен: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» Давайте-ка задумаемся об этом и «посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1Кор.10:12)».
Итак, на судилище Христовом мы будет выступать в качестве ответчиков. Но на других судах мы будем уже в числе судей. На каких же?
На третьем из рассматриваемых нами – на суде над народами и в том числе над Израилем, который описан в Мф:25:31-46 и в Откр. 20:4. Его ещё называют суд над овцами и козлами. Я не буду зачитывать этот отрывок, он и так нам известен, а кто хочет, может ещё раз перечитать дома. Об этом суде также пророчествовал Иоиль в 3 главе. Этот суд состоится после семилетнего периода Великой скорби, перед наступлением Тысячелетнего царствия, в котором исполнятся все обетования, данные Богом народу Израиля. По пророчеству Иоиля это суд состоится в долине Иосафата, иначе говоря, Кедронской долине, отделяющей Храмовую гору в Иерусалиме от горы Елеонской. Правда, так считают не все. Вот в этом суде будем участвовать и мы, но уже в качестве судей, как об этом написано в 1Кор. 6:2: «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?». Кроме того, в качестве судей там будут выступать и 12 Апостолов Христовых, о чём говорится в Мф 19:28: «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». Как конкретно это всё будет происходить, Библия не описывает, но наше участие в этом несомненно, это подтверждает Библия, Слово Божие.
Наконец, четвёртый суд, или Суд Великого Белого престола, о котором повествуется в Откр. 20:11-15: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».
На этот суд предстанут все, когда-либо жившие люди и согрешившие ангелы, о чем написано во 2Пет.2:4: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» и в Иуд.6: «и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня». Там будет и царица Савская, и ниневитяне, и Хоразин, и Содом и Горорра, и Капернаум и т.д. (Мф. 12:42; Мф. 11:21; Лк.10:13-16). Там же будем и мы и тоже в качестве судей, как об этом говорится в 1Кор 6:3: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?». Нам также неизвестны ни подробности, ни процедура этого события, но Бог дал нам знать в Слове Своём, что и нам предстоит участвовать в этом.
Итак, что же скажем в заключение? Мы, безусловно, рассмотрели далеко не все суды Божии. Мы не говорили о суде над блудницей Вавилонской, сидящей на звере багряном, о судах чаш, печатей и труб, и т.д. Но эти четыре суда, которые мы затронули, касаются нас непосредственно, и все они связаны друг с другом. Один вытекает из другого и предыдущий влияет на последующий. Эти суды дают нам также представление о том, что ждёт нас в будущем, после нашего ухода с Земли. И как мы видим, в будущем нас ждёт труд. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», - говорит Христос в Ин.5:17. Он Сам – труженик, и воплотился в труженика здесь, на Земле. Он не даст нам бездельничать и там. Труд судьи – нелёгкий труд, и к нему нужно приготовляться. Правда характер этого труда будет другой: он будет не следствием проклятия земли за грех Адама, а результатом благословения в присутствии Божием. И как же нам быть готовыми как к судам, так и к судейству? Послушаем совета мудрого Соломона (Еккл. 12:13): «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека». Да поможет нам в этом Господь!
Вадим Лугов