Доктора предписывают своим больным «укрепляющие» вина, поэты восторженно воспевают «благородный сок ячменя», учащаяся молодёжь, поглощая, - как это принято, - как можно бóльшее количество алкоголя - оценивает этим, весело ли протекает жизнь.
В Германии народ расходует ежегодно на алкогольные напитки три миллиарда марок, в России - не менее миллиарда рублей (речь о ценах 1911 года). Работник, отдавая на них значительную часть своего заработка, получает в обмен заметное уменьшение своей трудоспособности, понижение достатка, а иногда бедность и нищету.
Громадное противоречие, которое обнаруживается в этих повседневных наблюдениях, кажется сперва совершенно необъяснимым, а между тем, оно имеет свои определённые причины, которые надо искать в особенном влиянии алкоголя на психологическую жизнь человека.
Этот доклад был прочитан профессором Крепелиным, всемирно известным учёным, основателем целой школы психиатрии, в июне 1911 г. на конгрессе ордена Добрых Храмовников в Гамбурге.
Много воды утекло с тех пор, однако человек с его страстями и пороками, должно быть, остался прежним. И ныне алкоголь в общественном мнении занимает особое место: без него не представить ни праздника, ни дружеских отношений. Он предлагается и навязывается, как необходимый элемент каждой значительной трапезы.
На какое ядовитое вещество похожъ алкоголь?
На паральдегид, эфир и хлороформ. Что характеризует все эти яды? Они затрудняют восприятие и мышление, а с другой стороны, возбуждают волю, которая при сильной дозе, также парализуется до полной неспособности действовать.
В случаях отравления паральдегидом, хлороформом и эфиром возбуждение воли скоро проходит, а помрачение сознания очень сильное. Алкоголь же имеет роковое свойство - слабее чем другие наркотические средства действует на восприятие и мышление, а волю возбуждает и сильнее, и дольше.
От этого пьяный человек может более-менее связно мыслить и действовать, тогда как после хлороформа и эфира скоро наступает сильная и глубокая дремота, подобная сну, какая бывает лишь в последней стадии опьянения.
Характерный самообманъ
Даже и тогда, когда невменяемость пьяного человека очевидна постороннему наблюдателю, - ему самому кажется, что он совершенно трезв. Более того, часто случается, что он чувствует себя в таком состоянии особенно проницательным и остроумным, хотя повторяет только общие места и уже совершенно не способен ответить на мало-мальски сложный вопрос.
Именно этот характерный самообман некогда повлиял на научные описания опьянения: долгое время алкоголю приписывали роль умственного усилителя, облегчающего мышление, пока точные опыты, неопровержимо не доказали противоположного.
Алкоголь влечетъ несчастье или оно приходитъ вслѣдъ за нимъ?
Люди пьют - когда рассержены, когда печальны; чтобы забыть своё горе или усыпить разочарование; вследствие несчастной любви; когда дела идут плохо, когда больна жена или есть какие-нибудь другие семейные неприятности. Таким образом, несчастье способствует в значительной мере потреблению спиртных напитков, хотя очень часто и наоборот - алкоголь влечёт за собой несчастье.
Многие смотрят на трезвость, как на жертву, которую можно оправдать лишь в случаях крайней необходимости, а на отказ от алкоголя, как на ограничение личной свободы.
Убеждение в том, что искрящиеся вино или пенящееся пиво необходимо, часто так глубоко проникает в сердце друзей алкоголя, что они уже не могут встать на противоположную точку зрения. Так следуют они за тёмными стремлениями к возбуждению ядом расслабленных сил своей души, к искусственному производству жизнерадостности, естественное возникновение которой тот же алкоголь в корни уничтожает.