Предлагаем практиковаться в восприятии современного искусства постепенно. Публикуем каждый день Диалоги художника Павла Пискарёва ( Художник. Архитектор. Доктор психологических наук. Основатель Института Психологии Творчества.) и искусствоведа Эрики Робертс.
Эрика: Павел, а вы что скажете, что такое миф?
Павел:
Миф, я бы сказал, это первичное сознание индивида. Это первичное сознание человека. Но нельзя назвать человека без его индивидуального сознания, ведь тогда человек просто становится биологическим существом. Но рано или поздно, люди стали складывать какое-то представление о мире, отсоединились от мира первичного, холистического, перестали быть частью природы, потому что стали описывать мир, события в мире, как внешнюю данность. Думаю, для этого надо отдалиться, посмотреть хоть чуть-чуть со стороны. Выйти из потока событий, встать в набор описателей.
Вот миф – это самые общие рамки описания нашей общей судьбы, судьбы человека. В этих описаниях первичной оторванности, которая объединяет всех нас от непосредственного анимистического, такого природного проживания мира, к биологическому существованию. Культура началась вместе с мифом. Мы начали что-то возделывать, мы начали что-то определять, мы начали что-то изображать, искать ему формы, постепенно искать способы выражения. В общем-то культура, искусство, все рукотворное, оно как бы акт отделения первичного.
Первичное – это акт отделения. И в этом смысле, миф никогда не переставал существовать как содержание для работы автора, художника, режиссёра, драматурга, артиста или даже человека в его обыденной реальности, потому что мы все миф продолжаем, мы все миф проживаем. У каждого активирован свой набор мифов. Миф как программа, которая лежит в бэкграунде, я бы даже сказал в жестком софте, потому что миф, он есть для всех общий. Какой миф мы выбираем для своей жизни – это наше искусство жизни, искусство выбора.
Эрика:
То есть можно сказать, что миф в современном обществе имеет особую актуальность. Мы привыкли к мифу, как к чему-то вымышленному или, в современной коннотации, чему-то несуществующему («миф какой-то»). Но современная культура и искусство говорят об обратном. И этому есть объяснение. Стоит обратиться к духовности.
В современном мире спад духовности обусловлен многими событиями. Здесь важно обозначить географические границы, ведь духовность в России отличается от духовности, например, в Италии. Исторические события XX века для России обернулись спадом духовности, ведь религия и церковь в определенные промежутки времени были неприемлемы.
До этого момента люди столетиями верили, соблюдали обряды и следили за церковными праздниками. Сформированные на протяжении многих веков культурные ценности подверглись резкой трансформации за одно столетие. И это привело к упадку духовности во многих аспектах. Поэтому именно сейчас так актуальны разговоры про Средние века, поэтому часто можно встретить философские концепции, основанные на идеях давно прошедших эпох. Например, гуманизм и его трансформация в современной культуре (постгуманизм, трансгуманизм, техногуманизм, метагуманизм).
Проводя параллели и сравнения выявляется феномен современной эпохи: в силу духовного кризиса в современном обществе, искусство периодически возвращается к эпохам, которые были духовным концентратом, например, к Средним векам.
Эрика: Но вернемся к мифам. Собирая воедино вышесказанное, возникает вопрос, для чего нужны мифы обществу и почему духовная составляющая человека тянется к мифам?
Интересно? Подписывайтесь, жмите лайк и продолжим завтра Диалоги художника Павла Пискарёва и искусствоведа Эрики Робертс