ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Многие из нас временами мечтают, чтобы жизнь стала проще. Когда от множества деталей, решений, подходов и планов голова идет кругом, полезно спросить: “Что же главное? Нельзя ли организовать свою жизнь исходя только из двух-трех основополагающих принципов?” Псалом 74 помогает нам осуществить это желание. Восхваляя Бога и благодаря Его за все, что Он сделал, этот псалом выявляет три принципа Божьего управления миром. Эти три принципа являются и всегда были основанием, на котором должна строиться благочестивая жизнь.
В первом стихе псалма говорится, что это песнь. Будучи псалмом Асафа, как и первые одиннадцать псалмов книги III (72-82), он адресован начальнику хора и написан на Алъ-ташхеф, что приблизительно переводится “Не погуби” и, скорее всего, означает мелодию, на которую он исполнялся (см. Современный Перевод). Эти же слова встречаются в псалмах 56, 57 и 58.
Уникальной чертой псалма является то, что слова в его строфах принадлежат разным лицам и поются попеременно разными хорами, что создает драматический эффект. Стих 1 произносит община, стихи 2-5 говорит Сам Бог, а слова стихов 6-10 принадлежат псалмопевцу, отвечающему на Божье заявление.
Псалом 74 относят к хвалебным или благодарственным гимнам. Ни подзаголовок, ни его содержание не дают нам достоверной информации о времени и поводе для его сочинения. Возможно, он был написан в честь празднования какого-то большого избавления. Относительно времени и места его написания Г. Люпольд отмечает следующее:
«Было бы самонадеянно пытаться доказывать, какая историческая ситуация породила этот псалом, и все же представляется вполне логичным посмотреть на него под углом такого события, как ассирийское завоевание в дни Езекии (Ис. 36, 37). Ибо тогда определенно казалось, что колеблется само основание земли (ст. 4) и безумствующие (ст. 5, 6) говорят очень заносчиво. Но Бог, с другой стороны, обнадежил Свой народ и дал другим народам испить из чаши Своего гнева (ст. 9), поэтому Божий народ вновь обрел надежду» (ст. 10, 11).
Главная мысль, пронизывающая весь псалом, это всевластие Божие и то, как Он будет судить всех людей. На Своем суде Он унизит нечестивых и возвысит праведных. Этот псалом напоминает нам три истины о Боге, Судье всей земли.
I. СЕЙЧАС ОН БЛИЗОК К ПРАВЕДНЫМ (ст. 2)
Первая истина такова, что сейчас Бог близок к Своему народу. Один только этот факт должен заставить нас разразиться славословием в Его адрес.
«Славим Тебя, Боже, славим; ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои» (ст. 2).
Вся израильская община возвысила свой голос, чтобы выразить Богу свою благодарность. Возможно, Он пришел к ним на помощь в великом столкновении, и они благодарят Его за победу. Как и раньше, Божье имя близко к ним. Иными словами, Бог был со Своим народом через Свое провидение, силу и личное присутствие. Бог здорово помог им, и люди везде говорят о том, что Он сделал.
Бог, который судит землю, всегда близок к Своим людям. Он - пожирающий огонь для грешных, но Он же и милостивый Отец для тех, кто повинуется и верит Ему.
II. ПОЗЖЕ БОГ ОСУДИТ НЕЧЕСТИВЫХ (ст. 3-9)
Во-вторых, Бог осудит нечестивых. На какое-то время им может быть дана свобода, но в конечном итоге им будет вынесен Его приговор.
«Когда изберу время, Я произведу суд по правде. Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее» (ст. 3, 4).
В стихах 3 и 4 говорит Сам Бог. Он заявляет, что осудит всех нечестивых. Однако суд Его состоится в избранное, определенное Им время. Он начнет действовать в Свое время и по Своему расписанию, чтобы сохранить наиболее достойных для Своих святых целей.
Когда земля колеблется от ужаса, который наводят захватчики, или от других жутких страхов, Бог удерживает все на своих местах с помощью установленных Им прочных “столпов”. Он управляет судьбами людей и народов. Он поддерживает нравственный и физический порядок в Своем творении. Ничто не разрушится без Его повеления.
«Говорю безумствующим: “не безумствуйте”, и нечестивым: “не поднимайте рога... не говорите жестоковыйно”» (ст. 5, 6).
Поскольку каждый человек должен дать ответ Богу, никто не должен “безумствовать” (“похваляться”; Современный Перевод). Нечестивые не должны поднимать свои рога, как бык, когда трясет головой в неповиновении, выставляя напоказ свою силу и угрожая всем и вся на своем пути. Нечестивые не должны говорить заносчиво. Бог унизит тех, кто исполнен гордыни. Бесполезно щеголять своей силой.
«Ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение; но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит. Ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли» (ст. 7-9).
Израиль и дальше должен уповать только на Бога. Один лишь Бог возвышает народы и людей. Люди часто забывают, что судить должен только Бог. Никому из людей Он не дает права судить. Эта истина должна наводить ужас на нечестивых, ибо, когда Бог того захочет, они будут пить вино осуждения, которое Он смешал в Своей руке. Оно пенится во время приготовления, так как хорошо перемешано. Когда Бог выльет это вино, нечестивые должны будут выпить его - до последней капли. Иными словами, суд над нечестивыми грядет, и - что бы они ни делали и ни говорили - ничто не предотвратит его.
III. ПОЗЖЕ ОН ВОЗВЫСИТ ПРАВЕДНЫХ (ст. 10, 11)
Нужно понимать еще одну истину о Божьем суде: праведные возвысятся. Бог не только с ними сейчас, но еще и возвысит их в будущем.
«А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева. Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника» (ст. 10, 11).
В противоположность унижению нечестивых, праведные будут возвышены. Понимание этой истины вызывает у псалмопевца ответную реакцию - восхваление. Он решает, что станет вечно возглашать Божью благость. Он немедленно возрадовался тому, что Бог сделает с нечестивыми. Хотя их суд еще не состоялся, он непременно состоится. Стих 11 говорит, что Бог сломает рога нечестивых и вознесет рога праведных. “Рога” означают силу. Сила нечестивых в конечном итоге будет сломлена, а сила праведных - возвышена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Псалом 74 начинается и заканчивается восхвалением. В начале Бог восхваляется за Его чудеса, а в конце - за то, что Он управляет миром и “возвысит” праведных.
Бог, Судья всей земли, всегда рядом со Своим народом. Как любящий Отец, Он защищает нас от врагов. Он праведен и в Свое время осудит грешников. В угодное Ему время Он разберется со всей праведностью и всяким злом. Конец будет такой, какого мы ждем: праведности воздастся, а зло будет наказано.
Это короткий псалом, но учения его глубоки и простираются далеко. Он возвещает, что Божье правление миром зиждется на трех великих принципах: Его близости к Своему народу во все времена, Его суде над грехом и Его одобрении праведности. Божьи деяния на протяжении всей истории и суды для вечности не расходятся с этими истинами. На основании этих принципов мы должны сделать вывод, что нет большей глупости, чем согрешение, и ничто так не приближает к высшему благу, чем стремление к праведности. Однажды, в угодное Богу время, зло и праведность получат по заслугам.