Найти тему
НейроАрт

Выводы: поговорим о чувствах?

Предлагаем практиковаться в восприятии современного искусства постепенно. Публикуем каждый день Диалоги художника Павла Пискарёва ( Художник. Архитектор. Доктор психологических наук. Основатель Института Психологии Творчества.) и искусствоведа Эрики Робертс.

Эрика:

Выводы: поговорим о чувствах?

Несмотря на то, что в основе статьи – искусствоведческий подтекст, говоря о современном искусстве нельзя не затронуть понятия «чувства». В первой статье уже проскакивал этот вопрос, и если вы на него ответили, то данная тема раскроется для вас еще шире.

«Встреча с самим собой», как было написано выше, это больше к вопросу о психологии в искусстве, который будет подробнее рассматриваться в следующих статьях. Однако важным моментом к пониманию современного искусства стоит и чувственный контакт с произведением. Искусство не может оставить вас равнодушным, если в нем есть нечто/идея/концепция/контекст. Современное изобразительное искусство призывает изменить, дополнить, перевернуть привычное понимание визуального восприятия действительности. Связывается произведение с историей или является отражением реальности не стоит в основе понимания современного искусства. В связи с новым, быстрым течением потока информации, появляется возможность развивать и расширять не только знания о предметах, явлениях, личностях, истории и многом другом. Появляется возможность изучать себя.

Марк Ротко
Марк Ротко

Поэтому современное искусство – это не «какие-то там мазки и линии», оно направляет на связь и поиск целостности с самим собой. Здесь ненадолго остановимся.

Почему так важна рефлексия с произведениями искусства?

Вопрос очень обширный, однако в контексте статьи важно немного его раскрыть.

В данной идее нет никаких намеков на эзотерический подтекст. Чувства здесь рассматриваются, как неотъемлемое дополнение к произведению. Это писалось выше: художник может являться не только творцом, но и читателем своих произведений (об этом интересно и ярко написано в части про постмодерн в статье М.Ю. Шапира). Поэтому рефлексируя с произведениями современного искусства и входя в диалог с художником, появляется возможность дополнить понимание себя, которое приводит к новому восприятию произведения. Круг, который может превратиться в вертикальную линию нового развития.

Павел:

Здесь важно дополнить, что есть только одно чувство – чувство любви. Оно существует в разных ипостасях: радость, вдохновения итд. Все другие чувства – это любовь с ложкой дегтя. Если у вас искусство вызывает другие чувства – это деготь вашей корысти. Метамодерн – это про любовь и ничего меньше.

В завершение темы еще одна цитата и несколько рассуждений на этот счет:

«Если искусство не волнует ваш мир, не выводит вас из состояния равновесия – то это не искусство» – Павел Пискарёв.

Современное искусство и его восприятие точно не уместится в одной статье. Здесь важно найти пазлы, которые помогут в формировании своего взаимодействия с произведениями. Поэтому еще одним «ключом» могут стать ответы на эти вопросы:

Как понять, что искусство состоялось? Что такое миф? Для чего нужны мифы обществу? Почему духовная составляющая человека тянется к мифу? Атмосфера мифа в искусстве; Актуальность мифа в наше время? Что такое метафизика и какую она играет роль в понимании нового искусства?

Интересно? Подписывайтесь, жмите лайк и продолжим завтра Диалоги художника Павла Пискарёва и искусствоведа Эрики Робертс