Расскажи, сколько работаешь и как начинался путь в профессию?
Работаю с 2016 года. Сотрудничаю с агентствами как фрилансер. Начинала в Подмосковье, там обучалась организации и координации свадеб, первые проекты тоже были там. Потом судьба перебросила в Волгоград.
Почему ты переехала сюда, а не в Москву, Питер, более крупный город?
Я здесь родилась, это мой родной дом. Плюс, воспитываю четверых детей одна, бывает сложно, намного комфортнее быть рядом с семьей.
Вот это да. Четверо!
Да, младшему скоро будет 7 лет, старшему 15 лет. У меня дочь и три мальчика.
Как успеваешь совмещать материнство и координацию, ты же часто по выходным возвращаешься поздно.
Ну, привыкли. С ними иногда бабушка сидит, а так они самостоятельные, старшая дочь много помогает.
Как удалось забить заказами первый сезон?
Я приехала в Волгоград зимой и сразу разослала резюме во все агентства. Летом уже работала, делала это хорошо и меня стали рекомендовать. Кстати, для меня признание коллег ценнее, чем от пары. Невеста в эйфории всех благодарит, а вот получить хорошую обратную связь от коллеги -показатель профессионализма.
Почему ты стала продвигать себя как отдельного специалиста, а не устроилась в агентство?
В агентстве организатор кидает дату и ты работаешь. А может и не кинуть. Удобно иметь собственную клиентскую базу, рекламу и «сарафан» от коллег, можно регулировать свой заработок и не зависеть от других.
Чем отличается рынок ивента в Подмосковье от Волгограда?
Там это больше раскручено всё. Если у нас события чаще ресторанного типа, то там гостиницы и загородные клубы идут нарасхват. Зарплаты больше, естественно. На больших площадках координация требуется больше для объединения механизма торжества в единую систему.
В Волгограде есть потолок ценообразования? Может ли классный профессионал брать от 100 000 рублей за ведение и не остаться без работы?
Потолок есть. Но если вокруг все начнут повышать, я сделаю то же самое. У нас в ивенте много необоснованно дорогих специалистов, и тех, кто себя оценивает слишком низко. Прайс должен отражать уровнень профессионализма, и повышать стоит тогда, когда ты действительно стал лучше. Скажу за координацию — моя цена отражает опыт не только профессиональный, но и жизненный, в отличие от начинающих студенток. Я постоянно повышаю квалификацию и совершенствую функционал. У меня есть дополнительные важные мелочи, которые сдаю в аренду или предоставляю бонусом — вешалки, зонтики, бокалы «Мария Антуанетта», коробочки для колец. Также я один из немногих координаторов, который водит авто — к примеру, мама забыла каравай, я могу быстро за ним съездить.
Сколько координаторов нужно на свадьбу?
На свадебный ужин до 15 человек достаточно одного координатора. На свадьбу до 100 человек уже смотрим по уровню логистики, какая площадка. По опыту, на наших свадьбах с профессиональной командой подрядчиков, также достаточно одного.
А зачем нужен координатор?
Всех собрать по курилкам, цветы принять, разнести, оплатить услуги. Обзвоны, тайминг, покормить подрядчиков, вынос блюд (не всегда менеджер зала с этим справляется и кухня не всегда всё делает вовремя) — много моментов, иногда самых непредвиденных, которые испортят праздник, если заниматься решением самостоятельно.
Когда я на площадке, все расслабляются, потому что знают, мне можно доверить все организационные моменты.
Приезжает диджей — я показываю, куда можно подключится. Встречаю пиротехников, тяжелый дым, там тоже много нюансов. Причём, ничего не происходит по порядку, случаются наслоения, в голове сразу несколько задач и каждая важна, ты в моменте расставляешь приоритеты, действуешь быстро. Бывает, с одной стороны у тебя кондитер с тортом ищет холодильник, с другой танцоры ругаются с ведущим из-за тайминга — и я должна эти вопросы быстро разрулить.
Свадьбы и свадебные ужины бывают разные, отличается ли твой спектр задач в зависимости от события и как формируется цена?
На встрече я сразу обсуждаю это с парой, уточняю сценарий события. Иногда говорят, что утро невесты в координации не нуждается, зовут только на банкетную часть. Бывает, я после того, как узнала план дня, накидываю идеи, о чём могли не подумать во время организации.
Самая частая проблема — не доезжают живыми торты до площадки. А был у тебя какой-то прям совсем жуткий прокол, который приходилось решать оперативно?
Торты действительно постоянно леплю, а ещё коржи проседают, отваливается декор. Но самый яркий факап — однажды была свадьба, на которой взорвалась дым-машина, человек руки обжег, приходилось бинтовать, его потом ещё в медпункт отвозили.
Иногда за организацию берётся ведущий, ты как считаешь, это правильно?
Я считаю, что человек должен отвечать за свою работу и делать её хорошо. Не знаю, зачем они это делают. Когда ведущие начинают бегать, что-то решать, они же не успевают моментально переключаться на ведение, сразу идёт просадка в программе, приходится снова зажигать гостей.
А вообще координация — прибыльная профессия?
Не совсем, у меня есть ещё одна работа. Но сейчас я планирую выйти как организатор за пределы свадебной сферы. Сейчас я организовываю фотопроекты, мне периодически прилетают запросы от фотографов. Это очень удобно — я всех собираю, договариваюсь с локацией, стилистом, визажистом, а фотограф просто приходит и делает свою работу, потому что я хорошо сделала свою. Координация также часто нужна на бизнес-форумах, там тоже работаю.
Часто обращаются подрядчики со своим резюме и просьбой порекомендовать их паре?
Да, пишут. Мне, конечно, приятно, но я опасаюсь рекомендовать людей с которыми не работала. Надо хотя бы один проект сделать, чтобы понять. Причём если это видеограф или фотограф — можно поучаствовать на безвозмездной основе в фотопроектах, которые я организовываю.
Ты замечаешь развитие координации в Волгограде?
Конечно. Раньше к этому относились как к халтурке, сбоку с папочкой постоять, а теперь это самостоятельная профессия, конкурирующая с другими нишами в ивенте. Даже костюмчики шьют, рации покупают хорошие.
А есть смысл в рации вообще?
Ничего особенного в них нет. Я считаю, что когда много координаторов, это тяжело. Нет какого-то общего решения, один сказал одно, другой передал с искажениями — в итоге неразбериха. Рация только усиливает этот балаган, особенно если набирают молодых девочек, и не наделяют функциями, они мечутся постоянно. Ведущие даже отмечают, как хорошо, когда я одна. Меньше суеты.
Существует огромное количество чек-листов, у Weddywood есть органайзер для невест, с которым можно забыть об организаторе и всё подготовить самостоятельно. Ты как считаешь, это приближает закат профессии?
Всегда будут люди, которые много работают или не хотят заморачиваться, но мечтают о сложном масштабном празднике. Даже те невесты, которые начинают делать всё сами, на каком-то из этапов всё равно обращаются к помощи, чтобы просто минимизировать стресс и прийти на собственную свадьбу выспавшейся и с лёгкой головой. Так что нет, всё будет существовать и развиваться параллельно.
Почему обесценивают профессию координатора?
Потому что люди считают, что они всё сами могут. И они могут, но вопрос в том, что останется у них после. Ощущение усталости и желания быстрее лечь спать, или состояние драйва, яркие эмоции и благодарность за такой классный день.
А что ты можешь посоветовать тем, кто не может успокоиться даже когда на площадке есть команда координации? Здесь же уже речь про отсутствие доверия.
Обычно этим любят мамочки заниматься, невесты просто отпускают ситуацию, а вот мамы идут на кухню, постоянно спрашивают что-то у диджея и ведущего, всё уточняют. Но у меня к ним есть особый подход, как-никак 8 лет практики. Один разговор по душам и мама идёт отдыхать, понимая, что у меня всё под контролем. К тому же меня часто советуют совершенно неожиданные коллеги, например декораторы.
Бывает такое, что координатор больше мешает, чем помогает?
Да, они заколёбывают вопросами «А у вас всё хорошо?», «А может быть вам...?». Я считаю, излишняя назойливость — это плохо, помощь должна быть тогда, когда она нужна. Я подхожу к невесте только если что-то суперсерьёзное или когда она меня сама зовёт.
Какие ошибки допускают во внешнем виде координаторы?
Сложно сказать, обычно выглядят они хорошо. Плюс сейчас модно шить форму. Но чего я не приму — работу на высоких каблуках. Не понимаю этого, мне однажды фото показали, просто девушка чуть-ли не в стрипах, это как минимум неудобно, ну и я бы на свою свадьбу такого координатора не пустила. Глубокое декольте тоже недопустимо.
А у тебя есть форма?
Да, у меня есть несколько образов; классический черный костюм и несколько цветных, которые можно подобрать под концепцию свадьбы. Но сейчас чаще надеваю классику.
Как ты справляешься со стрессом?
В процессе стрессоустойчивость вырабатывается сама. Мой папа даже один раз спросил: «Оля, тебе пофиг, или нервы железные?». Я считаю, что координатор — единственный человек на площадке, которому нельзя эмоционировать. Даже в жизни если ребёнок руку поранит, я сначала решаю как бинтовать, чем мазать и уже потом нервничаю. От паники лучше никому не станет. Также и на мероприятии — если происходит откровенный треш, я только после того как гости уедут, даю волю эмоциям.