Итак, в нашей школе, как и во всех, нововведения: в понедельник линейка, на которой выносят флаги - у нас это флаг России и Башкортостана, и звучат гимны - соответственно, те же. Гимны и флаги мне понравились: весьма торжественно, и как-то проникаешься важностью дела, которым занимаешься, к тому же чувствуешь, что все те, кто стоят рядом - люди, которые живут с тобой в одной стране, и в меру сил и способностей делают то же, что и ты. А этот ровный строй детей - вообще, те, кто завтра будет определять жизнь страны, в том числе и твою собственную...
И первый урок понедельника - внеурочное занятие "Разговоры о важном".
О важном - это о разном. Тема одна, но в начальной, средней и старшей школе она освещается сообразно возрастным особенностям учащихся. Я, как классный руководитель 7 класса, буду говорить о своих темах.
5 сентября речь зашла о Дне знаний. Смысл свелся к тому, что следует быть успешным человеком. Для этого стоит прилагать усилия, учиться, участвовать в конкурсах, Олимпиадах - а начать следует с президентской платформы "Большая перемена", которая обнаруживает таланты: гребет самым частым гребнем... Участвуй в конкурсах! Вдруг это ты? - тот, кого мы ищем? Ты нужен России! Успешным нужен! Вон, смотри, есть же другие люди, они уже и места занимают на Олимпиадах, и компании свои создали, не то что ты, сидишь тут, ничего не делаешь... вставай давай!
То есть первый "разговор о важном" дался мне более-менее легко, хотя определенный скепсис у меня присутствовал: не верю я, что голимая мотивация может сподвигнуть детей на достижения. Чтобы, простите, в Олимпиадах побеждать, нужна индивидуальная программа, график и хороший наставник. Кроме большого желания и определенного уровня способностей, естественно. А школа не может готовить к Олимпиаде: к сожалению, НЕТ, мы так глубоко не копаем на уроках. Я детям этого не сказала, конечно... вдруг там и впрямь талант, а я тут расхолаживать возьмусь? Таланты - они пробиваются, как трава сквозь асфальт, всё, что им нужно - верить в себя. Ведь, все-таки, определенные возможности чего-то добиться есть: существуют целые образовательные порталы, там можно бесплатно проходить курсы, писать школьные исследовательские работы... многое можно, при хорошем желании. Может, и впрямь мотивации не хватает: дети регистрируются - и больше не заглядывают туда. Так что я промолчала про "очень трудно" - это ж и так понятно?
А вот 12 сентября на "разговорах о важном" речь зашла о России. И если в изначальном варианте "разговора" речь действительно шла лишь об осмыслении темы Родины, - лишь в целом, на излете, я уловила некое намерение поднять престиж страны, - наш регион внес коррективы: надо было освещать и военную тематику. Не знаю, какой идиот это выдумал; он все испортил... Впрочем, всегда кто-то мнит себя более умным, чем федеральный центр. Из сериала "Хотели как лучше..."
На мой взгляд, весьма неоднозначно воспринятую обществом тему военной операции на Украине не стоило бы поднимать в контексте патриотизма.
Любовь к России - это в России. Причем тут Украина?
Тем более, в изящном конспекте "разговора о важном", предоставленном Москвой, ни слова об Украине. И в презентации, и в видео. НИ СЛОВА.
Вот 2 кадра из презентации (листайте): Есенин.
Что тут сказать? Настоящее - оно и есть настоящее: простое, в единственно возможной форме. Красота, истина, справедливость. Какой дурак будет с этим спорить? Не я. Тут такое мощное, красивое признание в любви, какого в творчестве Есенина я не видела по отношению ни к одной женщине.
А теперь навесим на это чувство идеологию и оружие - вот что говорит на это тот же Есенин (естественно, из другого источника, не из школьной презентации):
То есть вся эта тематика, изящно обойденная федеральными методистами, неприятнейшим образом всплыла благодаря топорным коррективам региона.
Наверно, в Минобразе РБ сильно удивятся, когда узнают, что и среди учителей встречаются представители "пятой колонны" вроде меня, - власть нас, к сожалению, небезосновательно считает баранами, которые откроют рот и послушно выдадут всё, что на бумажке написано.
И, знаете, действительно, довольно трудно изживать в себе раба. Суматоха, цейтнот, порой не думаешь сначала, а сразу делаешь, как методисты велели... Школа!..
И вот я, под конец занятия перекроив "разговор" в угоду местным инициаторам, отчетливо ощущая, что притягиваю поворот темы за уши, рассказываю про погибшего на Украине уроженца нашего района (учила его целый месяц: у них учительница болела, и я замещала в этой школе химию; запомнила из-за фамилии, которая была похожа на имя моего деда), про другого парня, из нашего села, который и сейчас воюет там (его не только учила, но и 4 года была классным руководителем), и попутно размышляю, что для них обоих служба по контракту, например, луч в темном царстве, один из действенных способов вырваться в другую жизнь... Дотационный сельскохозяйственный район, вымирающий,- ни работы, ни перспективы, особенно для молодежи... Патриотизм, ага, да. Алкоголизм, скорее. Впрочем, я не знаю, что они думали и чувствовали, возможно, реальный, ничем незамутненный патриотизм...
Нет, я не сказала ничего, кроме того, что велено. Но такой поворот темы заставил много что подумать, в том числе и то, что не написать здесь. В итоге, у меня ужасно разболелась голова, я почувствовала какую-то моральную опустошенность... Врать не люблю,- дается очень тяжело. И, хоть молчать мне не привыкать, это, собственно, мой основной способ сливаться с обоями, но, всё же...
"Ну, с новым учебным годом! С новым ФГОСом!" - сказала я себе и пошла пить свой "нервоуспокоительный" чай, все лето мирно простоявший на кухонной полке, а теперь вернувшийся в школу и вновь пошедший в расход...
Да, школа - это для меня всегда немного война. За здравый смысл, например. И это не первая проигранная мной партия: порой теряешь бдительность.
"Разговоры о важном" заставили меня вновь сосредоточиться, а не ловить ворон... Мало ли что меня захотят заставить говорить, ухо надо держать востро. Это семена! Из них вырастут убеждения, "впитанные с молоком матери", человек будет по ним жить! И - простите меня, региональные методические рекомендации! - с сего дня я, скорее всего, буду вас игнорировать. А сами "разговоры" корректировать; самую чуть, чтобы опустить на нашу, грешную сельскую землю. Задумка-то вроде хорошая...
Просто поразительно, как наша маленькая школа умудряется, как капля воды, отражать в себе всё наше общество!