С Киевского вокзала Москвы меня в далеком 1976 году в возрасте около полугода увезли на запад бывшей "империи". Так из туляка я превратился в жителя Восточной и Центральной Европы. Полагаю, важный момент биографии, поскольку годы жизни там пришлись на формирование личности и вернулся я по воле обстоятельств уже в возрасте почти 15,5 лет, т.е. относительно большим, когда закладывается по версии ученых не менее 70 % личности. Если бы что-то пошло по иному (развал ОВД, вывод войск), то вернулся бы позднее, а может моя жизнь никогда и не была бы связана с Тулой (это был весьма вероятный вариант), более чем гостить в ней у родственников, как и было во времена моего проживания в Восточной Европе. Помимо Тулы была еще связь с Подмосковьем. А соответственно, за редким исключением, как минимум раз в год, бывало и чаще, особенно в раннем детстве, хотя несколько лет мы не ездили во второй половине 80-х, наш маршрут пролегал по железной дороге сначала от Закарпатья, потом от Чехии и напоследок из Словакии до Москвы, а воротами был Киевский вокзал столицы.
Что же мне запомнилось. Вокзал внушал уважение своим дебаркадером или как называли крытый вокзал. В памяти остались тупики, как под дебаркадером, так и рядом, все, конец, дальше пути нет - одновременно и конечная и начальная точка. На этих путях тогда было много поездов, преимущественно в зеленой окраске. Когда приезжали, выходили из вагона и шли по перрону мимо тупиков внутрь, далее метро и т.д. Заканчивалась и контактная сеть. Внутри дебаркадера можно было увидеть и свой локомотив, который вел поезд от Сухиничей и локомотивы соседних поездов. В раннем детстве это были ЧС2, в последние годы ЧС7. Здесь был контраст, например, с Закарпатьем, где пассажирские поезда водили ВЛ10, пассажирские чехи постоянного тока были лишь на участке Сухиничи - Москва.
Под дебаркадер заходило всего 4 пути, хотя честно в детстве мне казалось, что их намного больше. Часть путей была вне крытой части. Если смотреть в направлении Калуги, то слева от дебаркадера были пути, с которых отправлялись пассажирские поезда, а справа - пригородные электропоезда. Обычно мы прибывали - отъезжали из под дебаркадера, но один раз с третьего пути вне его.
В самом вокзале запомнились автоматы со справкой о железнодорожных маршрутах, естественно никакого цифрового табло, просто менялись страницы картотеки. Был какой-то зал для родителей с детьми, просто залы ожидания, кассы, киоски со снедью. На Киевском вокзале я впервые попробовал фанту. Более того, там даже парикмахерская была, раз я там в дорогу стригся.
Но вернусь к транспорту. Что еще запомнилось. Это филевская ветка метро, которая была открытой в этом месте и шла какое-то время параллельно железной дороге как раз почти перед Киевским вокзалом. Помню, когда метро уходило в сторону от железнодорожной ветки туда еще и железнодорожный путь поворачивал, в ту сторону. Запомнилась также площадка отстоя пассажирских вагонов. Поезда тогда уходили с Киевского не только в города бывшего СССР, но и в Восточную Европу. Так что встречалось немало спальных вагонов европейского габарита. А вот на Киев ходили совершенно иные спальные вагоны - там полки были не друг над другом, а две нижние полки. В памяти остались и сплотки электровозов. Запомнил и платформы для электропоездов. Еще паровоз видел, может просто стоял музейный, может это памятник был, буду рад уточнениям. В общем посмотреть из железнодорожного транспорта было что.
А вот пересечений с электротранспортом железнодорожной ветки киевского направления, если память не изменяет, вообще не было, с трамваем все 100%, да и с троллейбусом не припоминаю. Правда, у самого Киевского вокзала был троллейбусный рай. Помимо стандартных ЗиУ-9 разных модификаций из раннего детства запомнил ЗиУ-5, а из позднего сочлененные троллейбусы, выпускавшиеся на московском СВАРЗе на базе кузовов автобусов "Икарус-280".
Когда мы садились на Киевском вокзале, это был момент, когда обустраивались в купе, проверка билетов, но я сразу прилипал к окну, ведь как раз здесь крупный железнодорожный узел, смотрел на локомотивы и вагоны, электропоезда. Как раз тут вплоть до 90-х работали электровозы ВЛ8. Хорошо запомнил, на курском направлении - одиночные ВЛ23, на киевском - двухсекционные ВЛ8. Также смотрел на электропоезда депо Апрелевка, само депо мы тоже проезжали, а локомотивное было, если не ошибаюсь в Малоярославце. Москва большой железнодорожный узел, станции, сплетения путей, так что самое любимое мое занятие было смотреть в окно. А вот чем дальше от Москвы, тем более глухие и менее интереcные места начинались. Собственно и сейчас так.
Канал "ПАНТОГРАФ".
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала по теме железных дорог:
#поезда #москва #вокзалы #электровоз #железная дорога #железные дороги #транспорт #железнодорожный транспорт #транспорт ссср #воспоминания из детства