Найти тему
ПАНТОГРАФ

По железной дороге детства. Киевский вокзал Москвы

С Киевского вокзала Москвы меня в далеком 1976 году в возрасте около полугода увезли на запад бывшей "империи". Так из туляка я превратился в жителя Восточной и Центральной Европы. Полагаю, важный момент биографии, поскольку годы жизни там пришлись на формирование личности и вернулся я по воле обстоятельств уже в возрасте почти 15,5 лет, т.е. относительно большим, когда закладывается по версии ученых не менее 70 % личности. Если бы что-то пошло по иному (развал ОВД, вывод войск), то вернулся бы позднее, а может моя жизнь никогда и не была бы связана с Тулой (это был весьма вероятный вариант), более чем гостить в ней у родственников, как и было во времена моего проживания в Восточной Европе. Помимо Тулы была еще связь с Подмосковьем. А соответственно, за редким исключением, как минимум раз в год, бывало и чаще, особенно в раннем детстве, хотя несколько лет мы не ездили во второй половине 80-х, наш маршрут пролегал по железной дороге сначала от Закарпатья, потом от Чехии и напоследок из Словакии до Москвы, а воротами был Киевский вокзал столицы.

ЧС7-057, 1987 год, источник фото https://raenza.ru/blogs/wizard/8498, в 1988-1990 годах я только ЧС7 тут и видел, ЧС2 уже не было
ЧС7-057, 1987 год, источник фото https://raenza.ru/blogs/wizard/8498, в 1988-1990 годах я только ЧС7 тут и видел, ЧС2 уже не было
ЧС7-016 с пассажирским поездом прибывает на Киевский вокзал, 11 апреля 1987 года, источник фото https://raenza.ru/blogs/wizard/8498
ЧС7-016 с пассажирским поездом прибывает на Киевский вокзал, 11 апреля 1987 года, источник фото https://raenza.ru/blogs/wizard/8498

Что же мне запомнилось. Вокзал внушал уважение своим дебаркадером или как называли крытый вокзал. В памяти остались тупики, как под дебаркадером, так и рядом, все, конец, дальше пути нет - одновременно и конечная и начальная точка. На этих путях тогда было много поездов, преимущественно в зеленой окраске. Когда приезжали, выходили из вагона и шли по перрону мимо тупиков внутрь, далее метро и т.д. Заканчивалась и контактная сеть. Внутри дебаркадера можно было увидеть и свой локомотив, который вел поезд от Сухиничей и локомотивы соседних поездов. В раннем детстве это были ЧС2, в последние годы ЧС7. Здесь был контраст, например, с Закарпатьем, где пассажирские поезда водили ВЛ10, пассажирские чехи постоянного тока были лишь на участке Сухиничи - Москва.

Станция метро "Студенческая" и пути "киевского направления", 1970 год, источник фото https://pastvu.com/_p/a/d/j/t/djtmrqvvzt783nya2k.jpg
Станция метро "Студенческая" и пути "киевского направления", 1970 год, источник фото https://pastvu.com/_p/a/d/j/t/djtmrqvvzt783nya2k.jpg
Пути и платформы Киевского вокзала, ноябрь 1990 года, я тут был в августе и декабре 1990 года, в декабре последний раз приехал на Киевский вокзал. потом тут побывал уже в августе 2009 года, но тогда я с него уезжал, источник фото https://pastvu.com/p/301219, автор фото Василевский Александр
Пути и платформы Киевского вокзала, ноябрь 1990 года, я тут был в августе и декабре 1990 года, в декабре последний раз приехал на Киевский вокзал. потом тут побывал уже в августе 2009 года, но тогда я с него уезжал, источник фото https://pastvu.com/p/301219, автор фото Василевский Александр
Пути и платформы Киевского вокзала, ноябрь 1990 года, справа вагоны РИЦ европейского габарита, среди них в составе также виден один стандартного габарита, источник фото https://pastvu.com/p/301220, автор фото Василевский Александр
Пути и платформы Киевского вокзала, ноябрь 1990 года, справа вагоны РИЦ европейского габарита, среди них в составе также виден один стандартного габарита, источник фото https://pastvu.com/p/301220, автор фото Василевский Александр

Под дебаркадер заходило всего 4 пути, хотя честно в детстве мне казалось, что их намного больше. Часть путей была вне крытой части. Если смотреть в направлении Калуги, то слева от дебаркадера были пути, с которых отправлялись пассажирские поезда, а справа - пригородные электропоезда. Обычно мы прибывали - отъезжали из под дебаркадера, но один раз с третьего пути вне его.

Под дебаркадером Киевского вокзала, 1984 год, первоисточник http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=390898&LNG=RU#picture
Под дебаркадером Киевского вокзала, 1984 год, первоисточник http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=390898&LNG=RU#picture
Под дебаркадером Киевского вокзала, 1977 год, источник фото https://pastvu.com
Под дебаркадером Киевского вокзала, 1977 год, источник фото https://pastvu.com
Под дебаркадером Киевского вокзала, 1989 год, источник фото https://pastvu.com
Под дебаркадером Киевского вокзала, 1989 год, источник фото https://pastvu.com

В самом вокзале запомнились автоматы со справкой о железнодорожных маршрутах, естественно никакого цифрового табло, просто менялись страницы картотеки. Был какой-то зал для родителей с детьми, просто залы ожидания, кассы, киоски со снедью. На Киевском вокзале я впервые попробовал фанту. Более того, там даже парикмахерская была, раз я там в дорогу стригся.

Киевский вокзал со стороны города в первой половине 80-х годов, источник https://pastvu.com
Киевский вокзал со стороны города в первой половине 80-х годов, источник https://pastvu.com
Пригородные платформы на Киевском вокзале. С них я никогда не уезжал, но видеть - видел и хорошо запомнил это место, 1992 год, источник фото https://www.flickr.com/photos/fotographis/14226136179/
Пригородные платформы на Киевском вокзале. С них я никогда не уезжал, но видеть - видел и хорошо запомнил это место, 1992 год, источник фото https://www.flickr.com/photos/fotographis/14226136179/

Но вернусь к транспорту. Что еще запомнилось. Это филевская ветка метро, которая была открытой в этом месте и шла какое-то время параллельно железной дороге как раз почти перед Киевским вокзалом. Помню, когда метро уходило в сторону от железнодорожной ветки туда еще и железнодорожный путь поворачивал, в ту сторону. Запомнилась также площадка отстоя пассажирских вагонов. Поезда тогда уходили с Киевского не только в города бывшего СССР, но и в Восточную Европу. Так что встречалось немало спальных вагонов европейского габарита. А вот на Киев ходили совершенно иные спальные вагоны - там полки были не друг над другом, а две нижние полки. В памяти остались и сплотки электровозов. Запомнил и платформы для электропоездов. Еще паровоз видел, может просто стоял музейный, может это памятник был, буду рад уточнениям. В общем посмотреть из железнодорожного транспорта было что.

А вот пересечений с электротранспортом железнодорожной ветки киевского направления, если память не изменяет, вообще не было, с трамваем все 100%, да и с троллейбусом не припоминаю. Правда, у самого Киевского вокзала был троллейбусный рай. Помимо стандартных ЗиУ-9 разных модификаций из раннего детства запомнил ЗиУ-5, а из позднего сочлененные троллейбусы, выпускавшиеся на московском СВАРЗе на базе кузовов автобусов "Икарус-280".

Троллейбус СВАРЗ-Икарус в районе Киевского вокзала, 1993 год, , источник фото https://pastvu.com
Троллейбус СВАРЗ-Икарус в районе Киевского вокзала, 1993 год, , источник фото https://pastvu.com

Когда мы садились на Киевском вокзале, это был момент, когда обустраивались в купе, проверка билетов, но я сразу прилипал к окну, ведь как раз здесь крупный железнодорожный узел, смотрел на локомотивы и вагоны, электропоезда. Как раз тут вплоть до 90-х работали электровозы ВЛ8. Хорошо запомнил, на курском направлении - одиночные ВЛ23, на киевском - двухсекционные ВЛ8. Также смотрел на электропоезда депо Апрелевка, само депо мы тоже проезжали, а локомотивное было, если не ошибаюсь в Малоярославце. Москва большой железнодорожный узел, станции, сплетения путей, так что самое любимое мое занятие было смотреть в окно. А вот чем дальше от Москвы, тем более глухие и менее интереcные места начинались. Собственно и сейчас так.

Канал "ПАНТОГРАФ".

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала по теме железных дорог:

-12

#поезда #москва #вокзалы #электровоз #железная дорога #железные дороги #транспорт #железнодорожный транспорт #транспорт ссср #воспоминания из детства